Жизнь сложнее готовых схем

З Герасимова| опубликовано в номере №703, сентябрь 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Необъективность авторов статьи и привела к тому, что большинство читателей дали ответ, который им подсказали Л. Видгоп и Я. Сухотин своей оценкой действующих лиц, оценкой, с которой далеко не во всем можно согласиться.

Очень многие безоговорочно осуждают Люсю, клеймят ее страшными словами, вроде «несоветский человек», «мелководная натура», «растленный тип», и т. д., и т. п. П. Недвига из Красноярского края пишет: «Люся просто вышла из рамок советской морали, заблудилась в своих поклонниках, не понимая истинной, здоровой любви». Конечно, это крайность, родившаяся в пылу спора, и мне вместе с читателями Т. Лушниченко (г. Пятигорск), Г. Забату - риной (Чкаловская область), военнослужащими В. Буравенковым, И. Кирюшиным, студенткой В. Лапиной (г. Омск) и другими хочется поспорить с П. Недвигой и остальными, прикрепляющими к имени и поступкам Люси позорный для советской девушки ярлык.

Лично я не могу столь безоговорочно осудить Люсю, и не только потому, что я сама женщина. В ее положение каждый день попадают десятки, если не сотни хороших молодых девушек.

В самом деле, в чем ее вина? В том, что она, встречаясь с Николаем, гнала, но не смогла прогнать Эдика, когда он настойчиво провожал ее с занятии домой? В том, что не сказала сразу «нет», ходила с ним в кино, подарила ему фотокарточку, пришла на выпускной вечер?

Это, по - моему, еще не основания для обвинительного заключения, вынесенного рядом читателей Люсе. Также это и не основание для того, чтобы молодой человек решил: «Я ей нравлюсь - она будет моей!».

Видите ли, дорогие друзья, между понятиями «нравлюсь» и «любит» очень большая разница, такая же, как между «дружу» и «люблю». А многие из вас путают и понятия, обозначаемые этими словами, и чувства, владеющие людьми любящими или дружащими.

Люся, судя по статье, не давала ни Николаю, ни Эдику никаких обязательств. Мы не знаем, проводила ли она просто время с Николаем или собиралась стать его женой, не знаем, какие чувства испытывала она к Эдику. Ее осуждают за то, что она собиралась прекратить дружбу с Яблоковым, как только тот уйдет в армию. Да, это скверно. Но и тогда Люся ничего не обещала Эдику, не обольщала его никакими надеждами. То, что она относилась к нему благосклонно, еще ни о чем не говорит: нравящийся человек - не обязательно любимый человек. И если девушка симпатизирует кому - либо, это вовсе не означает, что она любит его, дает ему право назойливо преследовать себя и требовать отчета в чувствах.

Нравиться могут десятки, дружить можно со многими, но любить - лишь одного.

Мне случалось наблюдать такие случаи. Стоит, скажем, юноше два - три раза побывать с девушкой в кино, в театре, на вечере в школе, проводить ее домой, как окружающие начинают говорить: «Они дружат, они встречаются, у них роман!». Не дай бог, если кто - либо из ребят подойдет к этой девушке, поговорит, пригласит танцевать! Товарищи вмешаются: «Ты разве не знаешь, что она - такого - то (Юркина, Женькина, Петькина)?» Еще хуже, когда это незнакомый парень: начинают выясняться отношения, пускаются в ход кулаки, а то и ножи.

А девушка вовсе и не предполагает, что к ее имени уже прикрепили эпитет (Юркина и пр.), что теперь вокруг нее силами товарищей парня создается полоса отчуждения, и горе тому мальчишке, который осмелится вступить в эту запретную зону.

Не это ли многие из писавших называют «борьбой за ответное чувство, за взаимность»?

Нет, товарищи, давайте не путать понятий! Ни дружбы, ни любви нельзя добиться: они приходят сами собой.

Другое дело - уважение. Его ты можешь завоевать своим поведением, делами, поступками.

И в первую очередь надо научиться уважать человека, видеть в девушке не объект для завоевания и покорения, а человека, ибо на уважении основывается и настоящая дружба и подлинная любовь.

Авторы статьи и многие читатели требуют от девушки категорического «да» или «нет». А если ей самой еще ничего не ясно? Нелепо задавать человеку, в которого ты влюблен, вопрос «хочешь ли ты меня любить?» Это должно чувствоваться по всему отношению к тебе. Об этом не спрашивают. Правда, Эдик спросил несколько иначе: согласна ля Люся дружить с ним? На это и не требовалось ответа: друзьями становятся не по взаимной договоренности, а постепенно, незаметно, естественно. Здесь, видимо, и авторы и их герой опять - таки спутали любовь с дружбой, которая хотя, как и уважение, лежит в основе любви, но не является тем же самым.

При чтении писем пришла мне грустная мысль: слишком прямолинейно привыкли мы воспринимать жизнь. Мы с плеча рубим все, что видим, на белое и черное, на «да» и «нет», не замечаем порой многоцветий и сложности жизни. А все оттого, что мы мало задумываемся над жизнью, нередко подходя к явлениям действительности с заранее заготовленными мерками и оценками. Еще грустнее это сознавать потому, что здесь большая вина нашей школы, которая вместо развития индивидуальных особенностей учащихся нивелирует их, стандартизирует их мысли и чувства. И наши ученики, выйдя из стен школы, неплохо разбираются в общественно - политических вопросах, в проблемах науки, но нередко совершенно беспомощны в вопросах взаимоотношений людей. Если бы вопросы любви и дружбы решались простыми «да» или «нет», не было бы в жизни таких проблем. К счастью, действительность интереснее и сложнее, чем мы иногда ее представляем.

Теперь об Эдике. В письмах И. Щеголева (г. Туран), Н. Пржевлоцкой (г. Баку), Л. Крит - чина (г. Ново - Борисов). В. Дубровина (г. Молотовск), О. Ефремовой и А. Конюх (Томская область), И. Лавровой (г. Сыктывкар) и других читателей его поведение решительно осуждается.

В чем его вина?

Авторы, желая расположить к Эдику читателей, награждают его множеством добродетелей. сообщают о его трудном детстве и т. д. Почему же, кстати, они ничего не сказали о Яблокове и так мало о Люсе? Неужели эти герои - такие никудышные людишки, что в них нет ни одной подлинно человеческой черты?

Позволю себе маленькое отступление.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены