Обзор откликов читателей на статью «Суд кончился, а споры идут и сейчас...»
В замечательной поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» есть слова: «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны».
Это очень точно сказано.
Когда редакция журнала «Смена» обратилась ко мне с просьбой поделиться своими мыслями по поводу случая, описанного в статье Л. Видгопа и Я. Сухотина «Суд кончился, а споры идут и сейчас...», я, признаться, заколебалась. Во - первых, не хотелось оказаться в положении человека, возомнившего себя «стратегом» - умником. Во - вторых, писать об этом крайне нелегко хотя бы потому, что в рассуждениях о любви так и тянет стать в позу проповедника и вещать давным - давно известные истины. Поучать легче, чем учить и воспитывать. Избежать нравоучительного тона тем более трудно мне, старой учительнице и немолодому человеку. Но постараюсь.
Итак, любовь - тема нашей, сегодняшней беседы. Не будем теоретизировать и давать всеобъемлющую формулировку понятия «любовь»: это едва ли необходимо, и здесь нетрудно впасть в схоластику. Любовь приходит к каждому человеку, приходит рано или поздно, и сколько бы до этого ты ни думал и ни читал о ней, любовь всегда застает тебя врасплох. Она или не она? Любовь или увлечение? Как понять?
Мне вспоминаются сотни «секретов», которыми делились со мной как с классным руководителем учащиеся. Каждый из них, кажется, и страдал, и томился, и переживал, писал записки и назначал свидания. А через несколько лет я встречала их студентами, инженерами, учителями, артистами, и оказывалось, что они нашли счастье совсем не с теми, о ком мечтали в юности.
Однажды - это было еще до войны - Юра С, ученик десятого класса, горячий, порывистый юноша, попытался покончить с собой. Его спасли. Хотя он наотрез отказался объяснить причины, понудившие его к такому шагу, нам удалось через одноклассников узнать правду. Выяснилось, что Юрий был влюблен в девушку, которая встречалась с другим. Тогда юноша, убежденный в том, что без нее ему нет жизни, отчаявшись, решил умереть.
, Позднее мы случайно встретились с ним на улице. Разговорились. Юра рассказывал о себе, о фронте, о своих делах и планах, вспоминал школьных товарищей. И вдруг, смущенно улыбнувшись, сказал:
- Вы меня простите за тот случай. Сколько неприятностей я вам наделал! Глупым был... Самолюбие меня тогда заело: «Ах, как это мне предпочли другого!». Думал, жить не смогу от обиды... Себя жалко - жалко было. Знаете, как ребенок растравляет свои маленькие душевные ранки: «Вот умру или убегу, все плакать будете!». А плачет, сам себя жалеючи. Так и я. Оказалось, не любовь это была, а просто первая встреча с жизнью...
Он провел рукой по загорелой шее, словно стирая белую ниточку рубца.
- Не сотрешь! Память на всю жизнь и заповедь: «Не люби себя больше, чем других...» После того случая думал, что все кончено, не любить уже мне никого. Но потом, через восемь лет, пришло настоящее, большое!
... Есть у меня дочь, теперь уже взрослая. За школьными делами я как - то проглядела, как она выросла, стала девушкой. Однажды вечером она сообщает мне, что нравится ей один паренек. Я, конечно, приструнила ее: «Рано тебе о мальчиках думать! Раньше закончи университет!». А она мне в ответ: «А что, без диплома любить не разрешено?» Повернулась и ушла к себе.
Тогда - то я впервые, может быть, задумалась над проблемой подготовки юноши или девушки к первой встрече с любовью.
Вся тяжесть этой подготовки ложится на плечи родителей, школы, литературы. Родители очень часто отвечают сыну или дочери, поделившимся с ними «сердечной тайной», так, как ответила я: «Рано тебе жениться или замуж выходить!».
Но разве встреча с понравившимся человеком должна непременно привести к браку? Разве юноша и девушка восемнадцати - двадцати лет должны по первому чувству связывать свои судьбы? По-моему, нет, особенно если принять во внимание, что ранние браки обычно являются непрочными.
Молодые люди испытывают потребность в ласке, тянутся друг к другу и в большинстве случаев принимают это вполне объяснимое влечение за любовь. Но связывать судьбы им преждевременно, и они это понимают, особенно юноши. Влюбленные встречаются все чаще и чаще., становятся все ближе и ближе. Юноше от этой близости ничего не грозит, а девушке - посмотрим правде в глаза! - надо быть чрезвычайно осмотрительной: к этому ее обязывает многое. Может ли девушка встречаться с юношей, дружить с ним, любить его, не нарушая определенных этических норм? Имеет ли она моральное право искать свою единственную любовь в дружбе с разными молодыми людьми? Могут ли окружающие влиять на молодых людей, которые нарушают принципы коммунистической морали?
Эти вопросы волнуют не только молодежь: сотни откликов на статью «Суд кончился, а споры идут и сейчас...» являются активным свидетельством живого интереса к вопросам любви и дружбы. Передо мной письма школьников и студентов, воинов и рабочих, учителей и колхозников, людей, только - только вступающих в жизнь, и людей, уже вышедших на пенсию. Сколько писем, столько и мнений.
Попробуем вместе разобраться в этих письмах, попытаемся сделать какие - то общие выводы на основе описанного в статье конкретного факта.
Все читательские отклики можно разбить на следующие основные группы:
а) виновата Люся, б) виноват Эдик, в) виноват Николай Яблоков, г) где был коллектив? д) в случившемся немалая доля вины нашей школы, литературы, искусства, е) авторы статьи предвзято осветили факты. Начнем с последнего.
Я думаю, что Л. Видгоп и Я. Сухотин подошли к оценке событий и людей, о которых они рассказывают в своей статье, не очень объективно, более того: тенденциозно. Они не смогли правдиво и убедительно раскрыть психологию Эдика, Люси и Николая, показать те мотивы, которыми руководствовались герои в своих поступках. Об этом же говорят письма П. Стрельцова (г. Тамбов), А. Шпекина (г. Иваново), Л. Николинченко (г. Осипенко)! и других товарищей.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.