Жизнь сложнее готовых схем

З Герасимова| опубликовано в номере №703, сентябрь 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Конечно, удобнее всего свалить вину на пресловутые пережитки и «родимые пятна капитализма». Но не слишком ли густо мечены этими «родинками» молодые люди, появившиеся' на свет почти два десятилетия после Октябрьской революции?

Я думаю, что следует взглянуть правде в глаза. Несомненно, что в появлении Яблоковых и им подобных виноваты и мы, учителя, и комсомольские организации, и общественность. В своей воспитательной работе мы часто бываем сухи, невнимательны, формальны, без должной заинтересованности относимся к внутреннему миру человека. Ведя широкую массовую работу, руководя десятками и сотнями, мы забываем, что сотня состоит из ста единиц, что коллектив слагается из индивидуальностей, каждая из которых требует внимания, вдумчивого подхода, а не галочки в графе о выполнении мероприятия.

В заключение мне хочется привести выдержки из умного, страстного письма слесаря Павла Михайловича Козлова (г. Кривой Рог), в котором обстоятельнейшим образом изложены взволнованные раздумья, вызванные вопросами, поднятыми в статье «Суд кончился, а споры идут и сейчас...»:

«Авторы выдвигают требование, чтобы девушки говорили категорическое «нет» сразу. Но как можно такое требовать, когда молодой, неопытный в жизни человек еще не разобрался в своих чувствах к окружающим влюбленным? Что делать, если чувство пока не диктует ни «да», ни «нет»? Как быть, когда определение твердого отношения к кому - нибудь требует времени, общения? Нельзя поступать вопреки здравому смыслу. Когда нет чувства, то требуется время, чтобы оно возникло, потом время, чтобы правильно определить, чтобы отстоялось это самое «да» или «нет». Это - серьезное дело. И чувствуется, что Люся - серьезная девушка, которая слов на ветер не бросает. Я представляю, что делал бы Эдик, если бы Люся как - нибудь сказала, что он ей нравится!

Но она не кокетка и не легкомысленная вертушка...

У Эдика фашисты замучили мать и отца. Я сам участник Отечественной войны, видел тысячи смертей, сотни сирот и не могу не разделить горя юноши, которому много пришлось пережить, прежде чем он попал в детдом. Но в профтехшколе Эдик был очень капризен, и ему многое прощали, делая скидки на прошлое. Это уже плохо: выделение из среды товарищей, этакая экстерриториальность от критики постепенно сделали неплохого парня чванливым эгоистом, себялюбцем. С помощью окружающих он внушил себе, что ему все можно, все позволено, даже заставить девушку полюбить его, хотя бы она любила другого...

Не нравится мне и поведение Анатолия Хорева, который, ничего не зная о Николае как о человеке, в то же время настойчиво добивался разрыва отношений между Яблоковым и Люсей. Настоящий друг сказал бы Эдику: «Ты видишь, она любит другого. Я понимаю, тебе тяжело, мне тоже нелегко. Но давай о ней забудем: пусть Люся сама найдет свое счастье...»

... Любовь такова, что ни сиротство, ни добросовестное отношение к нагрузкам, ни хорошая специальность, ни блестящие перспективы не дают права претендовать на преимущество: сердцу, действительно, не прикажешь».

Знакомство с сотнями читательских писем дает богатый материал для размышлений и выводов. Мне думается, что воспитание чувства надо начинать еще в семье. Не лекциями и нравоучениями, конечно, а личным примером родителей, которые могут и должны уберечь ребенка от эгоистических наклонностей, от себялюбия, от обывательского жизненного принципа «Бери от жизни все, что можешь, бери хоть крохи», но ничего не давай взамен.

Немалую роль здесь должна сыграть и наша школа. Ей пора расстаться с позицией невмешательства в вопросы взаимоотношений молодых людей. Раздельное обучение, по - моему, в значительной мере способствовало развитию и распространению мещанских взглядов на любовь в среде нашего юношества, появлению в ней цинизма и ханжества. Все это надо исправлять не кому-нибудь, а именно нам самим. Нужно, чтобы наша молодежь еще на школьной скамье прониклась убеждением, что и из области интимных взаимоотношений следует беспощадно вытравлять гнусное правило «Человек человеку - волк», которое мы навсегда изгнали из нашего социалистического общежития, из области общественных отношений. Пусть человек человеку всегда и везде будет внимательным, благожелательным и строгим другом!

И последнее, не менее важное. Вместе с тысячами читателей мне хочется напомнить писателям, деятелям кино, театра и живописи, журналистам и товарищам, организующим лекции и беседы: вопросы любви не побочные, второстепенные вопросы, с ними связаны острые. больные и животрепещущие проблемы воспитания молодого поколения в духе коммунистической нравственности и морали. Значит, и говорить о любви надо правду, во весь голос, без ханжества и лакировки. Вы, товарищи, уже научились, и очень неплохо, показывать, что «битвы революций посерьезнее Полтавы», пора показать и то, что наша «любовь пограндиознее онегинской любви»!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены