Окончание. См. №№ 13 - 17 «Смены»
Пролетарский писатель Германии Людвиг Турек рассказывает о своей жизни. Тяжелая, полная лишений, она протекала в многочисленной семье рабочего - папиросника - отчима автора. В типографии, где Людвиг начинает работать с начала 1914 г., он вступает в Союз социалистической молодежи. Первый же год войны вскрывает истинную сущность социал - демократических руководителей, честно несших службу буржуазии. Людвиг переходит в лагерь противников войны, агитируя против бойни и буржуазии, вызвавшей ее. Война требует нового мяса, и Людвига забирают в армию.
В последующих главах автор рассказывает о пребывании на фронте и о своем решении дезертировать. Он попадает в руки жандармов и симулирует сумасшествие. Вырвавшись из рук блюстителей порядка, Л. Турек отправляется и голландской границе с удостоверением своего товарища Зейтенштюкера. Уже в Голландии он попадает вновь в лапы властей, которых ему также удается обмануть.
Ноябрьская революция 1918 г. застает Турека в крепости Шпандау. Куда он все же попадает как дезертир. «Куцая» революция дает свободу заключенному и выталкивает его в ряды активных борцов против социал - демократии, захвативших управление страной. Турек участвует в организации Красной гвардии и принужден скрыться после ее разгрома.
Во время советско-польской войны Турек решает пробраться в Советскую Россию, чтобы вступить в Красную армию. В Сувалках Турека и его товарища арестовывают.
- Скажите, господин Безель, зачем вы приехали в Литву?
- Я хотел вместе с товарищем поступить в Красную армию.
- Ага! По вашим книгам я догадался, что вы собираетесь воевать с Польшей!
Он улыбается и дает нам пачку папирос.
- А что, большой процент рабочих - большевиков в Германии?
- Процентов двадцать пять.
- Как зовут человека, значение которого в Германии равнялось бы значению Ленина?
- Такого нет.
- А Эберт?
- Он президент, но не революционер.
- Но ведь он устроил революцию в Германии?
- Вовсе не Эберт, а голод сделал революцию в Германии.
Допрос кончился. Нас отвели в тюрьму и через неделю под сильной охраной отправили дальше. После продолжительного пути мы очутились в другой, еще более отвратительной, затхлой тюрьме.
В течение трех дней нас совершенно не кормили. На все наши просьбы сторож пожимал плечами, будто бы не понимая, чего мы хотим.
Несколько времени спустя нас опять повезли куда - то в глубь Литвы. Вооруженная охрана, казалось, ежеминутно готова была нас пристрелить. Голод мучил нас всю дорогу. Наконец мы приехали в Мариамполь. Нас вывели на площадь. В шести метрах от нас выстроились солдаты с заряженными винтовками в руках...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.