Из записных книжек. Публикация Ирины Богат
Не так давно в газетах промелькнула информация: Джон Асмус, специалист по лазерной технике из Калифорнийского университета, исследовав с помощью компьютера картину «Мона Лиза», выдвинул версию, что это автопортрет Леонардо да Винчи.
Несколько лет назад, не пользуясь услугами ЭВМ, Евгений Богат написал в одной из своих книг, что в Джоконде великий художник изобразил самого себя, и это настолько очевидно, что усомниться может только глупец...
Энциклопедически образованный человек, он знал и любил живопись, полагая, что именно живопись наиболее полно отражает жизнь людей в любую эпоху. Он мог бы посвятить жизнь изучению эпохи Возрождения. Но выбрал себе иную судьбу. Для большинства читателей он остался в памяти прежде всего страстным Защитником Справедливости. В семидесятые — начале восьмидесятых годов Богат был. бесспорно, первым пером в судебной очеркистике. Более того, именно он и создал этот жанр — судебный очерк, и достиг в нем совершенства. Это психологический жанр — на грани литературы и публицистики, в котором на первое место вынесены не хитросплетения сюжета, не конкретное дело и конкретные судьбы, а размышления о нравственных истоках поведения человека, глубокие исследования причин преступления. В своих очерках он был одновременно прокурором, адвокатом и судьей, но над всем этим поднимался Богат-писатель. пропускающий через свое сердце боль чужих сердец.
Ему писали тысячи читателей, молили о спасении, просили помощи, а то и просто житейского совета. Богат был очень мужественным человеком. Каких только угроз ему не приходилось выслушивать по телефону и читать в письмах от тех, против кого он направлял свое перо, но это только разжигало в нем страсть. Он никогда не отступал.
В одном из своих последних выступлений в «Литературной газете» Богат признался, что оставляет работу в жанре судебного очерка: устал. Борьба со злом выматывает бесконечно. Однако своего обещания он не сдержал — защищая справедливость, написал еще несколько судебных очерков. Потому что не мог молчать.
Мне повезло: я учился у Богата. В начале восьмидесятых при «Литературной газете» открылась студия молодых публицистов. Пройдя ступени конкурса, я попал в семинар Евгения Михайловича. Два года общения с Мастером — с этим не сравнится обучение ни в одном университете.
В прошлом году на вечере в ЦЦЛ, посвященном памяти Евгения Михайловича Богата (1921 — 1985 гг.), я услышал прочитанную кем-то из выступающих фразу из его блокнота, и она врезалась мне в память. «Человек должен жить по законам вечности, ибо он не вечен. Если бы он был вечен, то мог бы позволить себе роскошь жить по законам мгновения».
Богат знал, что жизнь мгновенна, потому и жил по законам вечности.
После его смерти осталось не много исписанных блокнотов: он почти не делал записей. Свои очерки — от начала и до конца — он диктовал и потом уже практически ничего не правил. Такой у него был склад ума.
В предлагаемой подборке — мысли Евгения Богата о нравственности и о любви. Это нельзя читать торопливо, быстро. Каждая фраза требует спокойного осмысления.
Ни в одном другом виде искусства духовная и нравственная жизнь народа не отражается так глубоко и полно, как в живописи. Что скажут потомки о нашей жизни, глядя на картины наших художников?
Каждый большой мастер ведет неравный бой с современностью, отстаивая вечное от временного, преходящего. Но если взглянуть глубже, то это бой не против современности, а за современность, как понимали ее Фидий. Рафаэль, Толстой...
Великие страсти и великие произведения рождаются великой неудовлетворенностью.
Ничто так глубоко не убеждает. как история человеческой жизни.
Думаю, в наши дни Фауст переживал бы еще более глубокую драму, ибо чем ощутимее могущество человека, тем острее он переживает и бессилие свое...
Бессмертие, если оно есть, в любви.
Любить прекрасно, но страшновато, если у человека нет за душой ничего, кроме любви к женщине.
Трагизм неразделенной любви в том. что невозможно понять, как пропадут даром те сокровища. которые хочешь передать другому человеку и которых, как кажется тебе, достаточно для счастья, равного которому не было на земле.
Может быть, высшая ценность любви — в стремлении к недоступному.
Женщина прекрасна настолько, насколько щедра мужская душа.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Клуб «Музыка с тобой»
или Прозаические будни театра поэзии
Фантастическая повесть