Герой Советского Союза, маршал авиации, председатель Центрального штаба Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы Коммунистической партии и советского народа Сергей Руденко отвечает на вопросы журнала «Смена»
– Товарищ маршал, вы руководите штабом Всесоюзного похода, своего рода патриотическим фронтом советской молодежи, который не имеет аналогов в мире ни по масштабам, ни по диапазону действия. И что удивительно, чем дальше отодвигает от нас время последние военные залпы, тем больше юношей и девушек встают в ряды патриотического движения, тем содержательнее, разнообразнее его формы.
– А по-моему, это процесс закономерный. Больше половины советских людей, живущих сегодня, родилось после войны. Если первое послевоенное поколение еще ощущало ее материальные, психологические последствия, то есть воспитывалось под непосредственным влиянием войны, то для современных молодых людей, школьников война – уже далекая история. Они знают о ней в основном по учебникам, книгам, фильмам. Но интерес к героическому прошлому своего народа побуждает молодых людей искать более глубокие непосредственные связи с ним. Молодежь хочет знать, как все было, из первоисточников: от самих вершителей тех уже далеких событий. Участие во Всесоюзном походе помогает молодым людям в этом. Они видят возможность почерпнуть для себя необходимые знания, понять историческую связь нашего прошлого и настоящего, находят ответы на тысячи вопросов, связанных с такими понятиями, как долг, совесть, честь, товарищество.
Здесь проявляется и гражданская позиция молодых людей: они ищут активные формы сопричастности с героическим прошлым, способы выражения своей признательности павшим и живым. И находят их в практических делах, окружая ветеранов вниманием и заботой, увековечивая память героев, собирая по крупицам новые свидетельства их подвига.
Думаю, что большое значение в пропаганде похода, увеличении числа его участников будет иметь задуманная комсомолом Всесоюзная акция – «Равнение на знамена Победы!», подготовка к которой уже началась. В ходе этой акции молодежь страны будет рапортовать о своих делах перед реликвиями ратной славы. Лучшие из лучших удостоятся чести сфотографироваться у развернутых боевых знамен. Право это можно заслужить самоотверженным трудом, отличной учебой, добрыми делами.
– Сергей Игнатьевич, как ни горько это признавать, но жизнь есть жизнь: тех, кто вынес на своих плечах самые тяжкие испытания, остается все меньше. А ведь именно они – живые вершители военного и трудового подвига, они были и остаются проводниками молодежи в нашу великую историю. Их судьбы – источник героизма, жизненной мудрости.
Вы работаете с этими людьми, знаете многих из них. Скажите откровенно, все ли ветераны осознают меру своей ответственности за воспитание молодежи, находят время общаться с ней, влиять на ее формирование?
– Прежде всего низкий поклон мой тем ветеранам войны и труда, которые щедро отдают свое время, энергию, знания, человеческий талант молодежи. Тем, кто пронес через годы память о нашем трудном, но прекрасном прошлом и передает эстафету памяти грядущим поколениям.
Многие ветераны продолжают трудиться, им порой физически трудно лишний раз прийти в школу или на завод, чтобы поговорить с молодежью. Далее, среди ветеранов есть просто люди по характеру стеснительные. Знаю таких. Просят их пионеры что-нибудь рассказать о себе, о войне. А они в ответ: «Воевал, мол, как все». Вот и весь сказ. А у самого полна грудь боевых наград.
Тут я хочу заметить, что, конечно же, надо уметь разговорить таких людей. Для этого следует запастись и терпением и вниманием. И тогда из самой, казалось бы, обычной человеческой жизни можно извлечь немало прекрасных уроков мужества, самоотверженности, преданности долгу. Ну, и обращаясь к ветеранам, прибавлю: наш гражданский, наставнический, если хотите, отцовский долг – воспитывать
молодежь. Никакая скромность не оправдывает бездействия.
– Товарищ маршал, мы говорим о людях, чья биография неразрывно связана с нашей историей, с военным и трудовым подвигом советского народа. Но ведь и ваша жизнь – своего рода поход через многие испытания, выпавшие на долю старших поколений. Расскажите, пожалуйста, о себе. Вы прошли войну от начала и до конца и потом, на командных постах, занимались укреплением обороноспособности нашей страны. Да и продолжаете этим заниматься.
– Что ж, считаю себя не вправе отказываться. Пожалуйста, жду вопросов.
– А если я попрошу вас проявить инициативу, Сергей Игнатьевич. У меня, конечно же, составлены свой, пусть условный, план нашей беседы и перечень вопросов. Но заданность иногда мешает. Словом, я предлагаю вам самому решить, с чего начать рассказ о себе.
– В таком случае я начал бы с воспитания самостоятельности. Устраивает?
– Конечно. Если свои концепции подкрепите личными воспоминаниями.
– Договорились. Начну с признания: военным быть не собирался до тех пор, пока не надел армейскую форму. Но по порядку. В 1910 году умер мой отец, семья осталась без всяких средств. Представьте, у матери нас трое, мне, старшему, семь лет, младшему брату четыре месяца. Трудно пришлось. Мать тянула поденщину, прирабатывала где могла, уходила с рассветом, приходила с темнотой, а все хозяйство и брат с сестрой в ее отсутствие – на мне.
Но в школу все-таки ходил, очень уж хотелось учиться. И занимался неплохо, считался первым учеником в классе. Правда, и первым сорванцом тоже. Был грех. Хотя, надо сказать, проказничали по-ребячьи, а не со зла.
Будущее мое было более или менее определено, на семейном совете решили, что пойду по отцовскому делу, в сапожники.
1917 год – грянула революция. Миллионами человеческих жизней она распорядилась по-своему. И моей тоже. Помню, как громили полицейский участок, как воевали с барчуками и лавочниками. Революция закружила нас в водовороте новых дел и задач. Сейчас и вообразить себе трудно молодого человека в 17 лет на ответственной должности. А тогда это было в порядке вещей.
Кем только не довелось мне работать в ту пору: писарем в комитете бедноты, десятником геодезической группы, уполномоченным по продразверстке, а затем и продналогу, техническим секретарем волостного комитета партии, секретарем сельсовета. В общем, биография моя юношеская, как видите, довольно пестрая...
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.
Повесть