Жислин, Абросимов, Замятин

С Каромоленко| опубликовано в номере №256, апрель 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

Книжка стихов комсомольских поэтов А. Жислина, Е. Абросимова и В. Замятина интересна не только как попытка наиболее молодых представителей третьего поколения пролетарской поэзии выйти на широкую литературную дорогу. Творчество трех «сменовцев» дает материал для обсуждения некоторых вопросов развития советской поэзии.

Преодоление пережитков капитализма и сознании людей стало практической задачей сегодняшнего дня. Для писателей недостаточно быть только «отобразителями» и «выразителями». Они должны стать «инженерами человеческих душ». Это квалификация очень ответственная, особенно в цехе лирики, имеющей дело с самыми тонкими, больше всего отравленными ядом (капитализма областями человеческой психики.

Некоторые критики, неправильно понимая эти новые задачи советской поэзии, пытаются найти в ней две струи: «интимную» и («гражданскую». Противопоставляются, например, публицистические, «выдержанные» стихи Уткина, Молчанова и др. их «упадочническим» лирическим произведениям. Но это грубое упрощенчество. Публицистические стихи Уткина и Молчанова страдают зачастую теми же недостатками мировоззрения, что и лирические стихи этих поэтов.

О другой стороны, это усиленное подчеркивание различия между стихами публицистическими, политическими и стихами «чисто лирическими» неправильно ориентирует молодых поэтов. Пример этому Смеляков. После удачного сборника «Работа и любовь» он дает значительно худшую «Дорогу» с «блатной» песней «Любка Фейгельман», предназначенную, очевидно, специально для «души». так сказать «красный интим».

Жизнь отметает такую «функционалку» в поэзии. Нам нужен синтез личной и гражданской лирики. Нам нужна лирика, выражающая личную заинтересованность советского человека в строительстве социализма.

Сборник «Бодрость» представляет собой попытку, правда, еще очень несовершенную, дать такой синтез.

Стихи Жислина, Абросимова и Замятина трудно разложить по полочкам обычной тематической классификации: это - колхозные, это - производственные, это - коминтерновские, а это - собственно лирические (дружба, любовь, пейзаж, этические проблемы и пр.). Жислин пишет стихотворение о любви, но это также стихи и о международной солидарности («Тов. Зет»). Его юношеское увлечение спортом - одновременно и серьезная подготовка к обороне социалистического отечества («Бодрость - (Классу»). Бытовые зарисовки и любовная лирика Абросимова политически заострены («Мама и социализм», «Любовь», «Два призыва»). Лирика Замятина пронизана общественно - политическими мотивами («Мой дед»).

Установка на личную тему, являющуюся и темой общественной, характеризует (сборник. Именно она придает ему своеобразную физиономию. Мы вовсе не хотим сказать, что поэты «Смены» открыли некую лирическую Америку и делают в поэзии то, чего никто до них не делал. Синтеза личного и общественного добивался Маяковский - и это давалось ему с большим трудом. Добивались и добиваются «молодогвардейцы», добиваются его и поэты третьего призыва: Смеляков, Сидоров, Долматовский, Железное.

Достижения авторов сборника никоим образом не следует преувеличивать. Основная их слабость - в неуменье найти точный язык для выражения своих идей. Здесь следует вспомнить замечание М. Горького, что плохой язык искажает идеологию произведения. Когда Жислин пишет («Бодрость классу»):

«В боях врага подниму на штыке,

Как над планкой - себя!»

то это искренно и убедительно; когда же Жислин, как будто опасаясь, что читатель недостаточно разобрался в направленности произведения, прибавляет к «ему «стопроцентную» концовку, то это тоже, надо думать, искренно, но - неубедительно: но:

«Многие тысячи таких же, как я,

Плоды наших мук и трудов храня,

Всщетинят границы штыками.»

Здесь сила изображения падает: появляется избитый образ «щетина штыков», первые строки сами по себе ничего не выражают и т. д.

Этот недостаток Жислина не есть следствие какого - то органического идеологического порока. Поэту пока еще легче удаются описания вещей чем художественное выражение отвлеченной мысли. А то, что самую сухую, абстрактную «газетную» мысль можно воплотить в великолепно действующие образы, доказывает практика Маяковского.

Но декларативность многих стихов Жислина зависит не только от несовершенства формы. Она также - результат непродуманности и поверхностности некоторых его утверждений. Юношески наивно звучит стихотворение, в котором автор ожесточенно отстаивает свои, никем не оспариваемые, права:

«Заявляя: люблю я и буду любить

Не только станок, но и девушек.»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены