Карикатура должна быть остроумной

М Мануильский| опубликовано в номере №256, апрель 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

Новый постоянный отдел «Смены» - «Страница художкора» - вызвал ряд откликов. В редакцию поступили и поступают карикатуры самостоятельных художников. Однако все они страдают двумя грехами: неуменьем авторов остроумно оформить тему и слабостью самого рисунка.

Так, т. Крадинов нарисовал карикатуру по поводу плохого хранения семян. На его рисунке изображен большой мешок, на котором написано (почему - то вычурным шрифтом) слово «семена». Возле мешка стоит какой - то человек с несоразмерно длинными руками.

Подпись: «Оппортунист». «Куда торопиться?» Кстати, т. Крадинов пишет «оппортунист». Очевидно, это слово ему незнакомо, а пора бы знать и его правописание и его политическое значение. Ни разрешение темы, ни самый рисунок ничего не дают читателю. Тема, как ее толкует автор, нисколько не вяжется с фактом безобразного хранения семян, а рисунок не вяжется с темой.

Тов. Ищенко дает рисунок на тему о несогласованности распоряжений инженерно - технического персонала на строительстве. Сменный инженер требует категорически бетона, а старший десятник в то же время дает приказ бетономешалкам приостановить работу. Тов. Ищенко по этому поводу рисует на черном фоне три фигуры. Под фигурой слева надпись: «Давай», справа подпись: «Не надо», под средней подпись: «Кого слушать?»

Тема карикатуры не разрешена. Плох и рисунок. Непонятно, зачем автору понадобился символический черный фон. Далее, т. Ищенко рисует карикатуру на конкретных лиц, фамилии которых он сообщает в эпиграфе. Казалось, надо было бы зарисовать эти лица портретно, со сходством, тогда бы рисунок приобрел остроту и свежесть. А этого нет: все три фигуры в рисунке на одно лицо. Карикатура не достигает цели: она не смешна, не остра, она просто плоха. Теми же качествами страдает и второй рисунок т. Ищенко. О т. Барабаше мы уже писали. Присланный им новый рисунок так же плох, беспомощен. Тема рисунка: милиционер, стоящий у светофора, не желающий давать справок прохожим. Тов. Бара - баш хочет за это укорить милиционера, а между тем милиционер прав, а т. Барабаш неправ. Милиционер, стоящий на посту, обязан не отвлекаться дачей справок, он обязан регулировать уличное движение, для того чтобы вы, т. Барабаш, сами не попали под авто или трамвай.

Тов. Моторин нарисовал троицу: кулака, попа и лодыря. Они идут «мимо правления колхоза» - так называется карикатура.

Несмотря на несовершенство техники рисунка карикатура т. Моторина выгодно отличается от предыдущих рисунков тем, что у него лица персонажей не похожи одно на другое: у попа, кулака и лодыря - у каждого свое лицо, свой тип. Особенно удачно схвачено выражение лица у кулака: чувствуется и горькая обида на то, что его выгнали из колхоза, и яростное кулацкое озлобление. Типы попа и лодыря менее удались автору. Рисунок показывает, что у т. Моторина есть способность схватить тип, подметить и передать в рисунке выражение лица. Но в изображении кулака у т. Моторина есть основная ошибка: кулак нарисован толстым, разжиревшим.

Тов. Моторину не мешает вспомнить слова т. Сталина на январском пленуме ЦК ВКП(б) (1933 г.) о том, что кулак теперь, не тот, что он «тихий», «сладенький», «почти святой».

А для того чтобы нарисовать такого кулака, каким он встречается сейчас в нашей колхозной деревне, т. Моторину надо было бы его поискать в жизни, зарисовать и кулака, и попа, и лодыря конкретно, со сходством, так, чтобы они, живые, узнали себя, чтобы соседи тоже их узнали. Тогда его рисунок получит сатирическую силу, мобилизует колхозников на борьбу с классовым врагом.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Игра в черепа

Расовая «теория» германского фашизма