Железная работа

Светлана Гуркина| опубликовано в номере №1743, январь 2010
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ярослав Иванов создает эмоции у наковальни

Фото: Павел Сазонов

Москвич, 30 лет. Закончил факультет художественного металла. Работает в своем дизайн-бюро

Ярослав родился в творческой семье. Отец был художником, а брат - скульптором. И выбор профессии и цели в жизни, ка­залось, был вполне предопределен. Да и желание открыть свою кузнечную мастерскую у Ярослава возникло еще во вре­мя учебной практики. Но жизнь закрути­лась, хотелось попробовать силы в других областях: вдруг появится шанс реализо­вать себя в чем-то еще. «До того, как появи­лась своя кузнечная мастерская, я работал художником-мультипликатором, разраба­тывал дизайн компьютерных игр и пробо­вал себя в сфере дизайна интерьеров, - го­ворит Ярослав. - Но было ощущение, что я делаю немного не то. Я не чувствовал удо­влетворения от своей работы. Может, пото­му, что не всегда мог видеть и ощущать ее результат. Поэтому возникло желание что-то делать руками. И самому воплощать свои идеи».

Несмотря на профессиональное образо­вание, для Ярослава работа с металлом сна­чала была лишь увлечением. Но кузнечное дело не может быть хобби. Это трудно потянуть и по деньгам, и физически. Да и не каждый имеет возможность завести отдельное помещение под мастерскую. И не у каждого есть силы после рабочего дня (у кого-то нет такой силы в принципе) идти стучать пусть даже килограммовым молотом по наковальне (вес молота зависит от выполняемой работы и варьируется от одного до восьми килограммов).

«Поэтому в данном случае нужно либо хобби делать прибыльным, либо вклады­вать в него те деньги, что у тебя есть, - рас­сказывает Ярослав. - Но это очень нема­ленькие деньги. Поэтому я решил заняться кузнечным делом серьезно. И моя мастер­ская (Творческая группа «Железный ка­мень» - прим. ред.) теперь работает на за­каз. Мне сначала было странно и страшно заниматься этим профессионально. И даже сейчас, когда технологически процесс рабо­ты с металлом стал проще, и накоплены не­малые знания в этой области, назвать себя профессионалом почти невозможно.

Да, это приносит некоторый доход, но удовлетворение приходит не тогда, ког­да я получаю за работу деньги. Ведь если бы я хотел просто заработать денег, я бы, наверное, торговал водкой. Или занимал­ся еще чем-нибудь очень прибыльным. Как и любому творческому человеку, мне хочет­ся признания гораздо больше денег. Пусть моя фамилия не будет известна, достаточно знать, что люди моей работой восхищаются. Это самое важное, ведь мы создаем эмоции и среду обитания».

Кузнец умеет делать все: от крючка до лестничных маршей. Главное - чтобы ме­талл был подходящим. А дальше все зави­сит от вдохновения: «Меня вдохновляет же­лание создать нечто такое, чего еще никто не делал. Бывает, что видишь чужую работу и понимаешь, что мог бы сделать во много раз лучше или оригинальнее, или проще и дешевле с точки зрения материалов, напри­мер. В голову сразу же приходит невероят­ное множество идей, которые просто невоз­можно оставить в стороне и не воплотить в жизнь. Работа с металлом - это в некотором роде романтика. Металл - на удивление пластичный материал. Если не мыслить о нем, как о чем-то статичном, можно де­лать невероятные, объемные и фактурные вещи».

В кузнечном деле до сих пор возможны новации. Часто бывает так, что при вопло­щении очередного проекта процесс вдруг останавливается из-за того, что известные на тот момент способы обработки или от­делки по каким-то причинам невозможны или не подходят, не вписываются в концеп­цию эскиза. Тогда приходится обращаться к литературе, специалистам или даже изо­бретать решение на ходу: «Мы начинаем придумывать, искать, консультироваться со знающими людьми, которые занимают­ся кузнечным делом уже десятки лет. Ин­формации много, просто не все ее использу­ют. Придумывать что-то новое приходится практически каждую неделю. И в дизайне, и в обработке и изготовлении».

Зачем?

«Мне всегда было интересно работать руками. И работать с металлом тоже было инте­ресно, ведь это очень слож­ный материал. Возможно, это попытка таким вот необыч­ным образом выразить себя. Кто-то вышивает, кто-то стро­ит дома, кто-то рисует карти­ны, и я тоже создаю то, что делает мир красивее».

Как научиться?

Получить специальное образование можно в Московской государственой художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова, в Том­ском политехническом университете или в Камской государ­ственной инженерно-экономической академии. В крайнем случае, всегда есть воз­можность пойти к кузнецу в подмастерья. Выучиться художественной ковке че­рез Интернет не получится, но можно почитать про ковку и литье и посмотреть работы масте­ра Ярослава Иванова.

В мастерской

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой теме

Шьет сумки

Шаров-ремесленник работает на Шарова-дизайнера

Любителям «похендмейдить»

В выставочном центре Санкт-Петербургского Союза художников открылась первая выставка-ярмарка «Крафт Базар»

Свой путь

Александр Марупов - автор самодельного Lotus Seven

в этой рубрике

Варим мыло

Юлия Жарая выбрала творчество без чертежей

Бисерное чудо

В преддверии Светлой Пасхи наш постоянный автор Светлана Бестужева-Лада согласилась показать читателям свои шитые бисером иконы

Монологи бобины

Покупка катушечного магнитофона сродни покупке недвижимости

в этом номере

Свой путь

Александр Марупов - автор самодельного Lotus Seven

Плач на огненном коне

Эта картина - одно из самых известных полотен Третьяковской галереи. А ведь в России ее не видели почти сорок лет – с 1914 по 1950 год!