Железная работа

Светлана Гуркина| опубликовано в номере №1743, январь 2010
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ярослав Иванов создает эмоции у наковальни

Фото: Павел Сазонов

Москвич, 30 лет. Закончил факультет художественного металла. Работает в своем дизайн-бюро

Ярослав родился в творческой семье. Отец был художником, а брат - скульптором. И выбор профессии и цели в жизни, ка­залось, был вполне предопределен. Да и желание открыть свою кузнечную мастерскую у Ярослава возникло еще во вре­мя учебной практики. Но жизнь закрути­лась, хотелось попробовать силы в других областях: вдруг появится шанс реализо­вать себя в чем-то еще. «До того, как появи­лась своя кузнечная мастерская, я работал художником-мультипликатором, разраба­тывал дизайн компьютерных игр и пробо­вал себя в сфере дизайна интерьеров, - го­ворит Ярослав. - Но было ощущение, что я делаю немного не то. Я не чувствовал удо­влетворения от своей работы. Может, пото­му, что не всегда мог видеть и ощущать ее результат. Поэтому возникло желание что-то делать руками. И самому воплощать свои идеи».

Несмотря на профессиональное образо­вание, для Ярослава работа с металлом сна­чала была лишь увлечением. Но кузнечное дело не может быть хобби. Это трудно потянуть и по деньгам, и физически. Да и не каждый имеет возможность завести отдельное помещение под мастерскую. И не у каждого есть силы после рабочего дня (у кого-то нет такой силы в принципе) идти стучать пусть даже килограммовым молотом по наковальне (вес молота зависит от выполняемой работы и варьируется от одного до восьми килограммов).

«Поэтому в данном случае нужно либо хобби делать прибыльным, либо вклады­вать в него те деньги, что у тебя есть, - рас­сказывает Ярослав. - Но это очень нема­ленькие деньги. Поэтому я решил заняться кузнечным делом серьезно. И моя мастер­ская (Творческая группа «Железный ка­мень» - прим. ред.) теперь работает на за­каз. Мне сначала было странно и страшно заниматься этим профессионально. И даже сейчас, когда технологически процесс рабо­ты с металлом стал проще, и накоплены не­малые знания в этой области, назвать себя профессионалом почти невозможно.

Да, это приносит некоторый доход, но удовлетворение приходит не тогда, ког­да я получаю за работу деньги. Ведь если бы я хотел просто заработать денег, я бы, наверное, торговал водкой. Или занимал­ся еще чем-нибудь очень прибыльным. Как и любому творческому человеку, мне хочет­ся признания гораздо больше денег. Пусть моя фамилия не будет известна, достаточно знать, что люди моей работой восхищаются. Это самое важное, ведь мы создаем эмоции и среду обитания».

Кузнец умеет делать все: от крючка до лестничных маршей. Главное - чтобы ме­талл был подходящим. А дальше все зави­сит от вдохновения: «Меня вдохновляет же­лание создать нечто такое, чего еще никто не делал. Бывает, что видишь чужую работу и понимаешь, что мог бы сделать во много раз лучше или оригинальнее, или проще и дешевле с точки зрения материалов, напри­мер. В голову сразу же приходит невероят­ное множество идей, которые просто невоз­можно оставить в стороне и не воплотить в жизнь. Работа с металлом - это в некотором роде романтика. Металл - на удивление пластичный материал. Если не мыслить о нем, как о чем-то статичном, можно де­лать невероятные, объемные и фактурные вещи».

В кузнечном деле до сих пор возможны новации. Часто бывает так, что при вопло­щении очередного проекта процесс вдруг останавливается из-за того, что известные на тот момент способы обработки или от­делки по каким-то причинам невозможны или не подходят, не вписываются в концеп­цию эскиза. Тогда приходится обращаться к литературе, специалистам или даже изо­бретать решение на ходу: «Мы начинаем придумывать, искать, консультироваться со знающими людьми, которые занимают­ся кузнечным делом уже десятки лет. Ин­формации много, просто не все ее использу­ют. Придумывать что-то новое приходится практически каждую неделю. И в дизайне, и в обработке и изготовлении».

Зачем?

«Мне всегда было интересно работать руками. И работать с металлом тоже было инте­ресно, ведь это очень слож­ный материал. Возможно, это попытка таким вот необыч­ным образом выразить себя. Кто-то вышивает, кто-то стро­ит дома, кто-то рисует карти­ны, и я тоже создаю то, что делает мир красивее».

Как научиться?

Получить специальное образование можно в Московской государственой художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова, в Том­ском политехническом университете или в Камской государ­ственной инженерно-экономической академии. В крайнем случае, всегда есть воз­можность пойти к кузнецу в подмастерья. Выучиться художественной ковке че­рез Интернет не получится, но можно почитать про ковку и литье и посмотреть работы масте­ра Ярослава Иванова.

В мастерской

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 6-м номере читайте об истории непростых отношений Александра Блока и Любови Менделеевой,  о том, как сложилась жизнь в России второй жены Павла I принцессы Софии Доротеи в крещении Марии Федоровны, о жизни и творчестве Эрнеста Хэмингуэя, интервью с 14-летним, но уже популярным актером Мироном Лебедевым, новый детектив Наталии Солдатовой «Черный человек» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой теме

Действительно, счастливые мгновения

или Когда полезно "сидеть на игле"

Как Веревочкин танки строил

Команда россиян вручную собирает копии боевой техники

От кольца до телефона

Николай Бугров познает мир через вещи

в этой рубрике

Кони непривередливые

Как я полюбил верховую езду

Путем бесплатных лекций

Какие знания раздают даром

в этом номере

Шьет сумки

Шаров-ремесленник работает на Шарова-дизайнера

Паоло Джордано

Физик по образованию, писатель по призванию

Варим мыло

Юлия Жарая выбрала творчество без чертежей