Ярослав Иванов создает эмоции у наковальни
Фото: Павел Сазонов |
Москвич, 30 лет. Закончил факультет художественного металла. Работает в своем дизайн-бюро
Ярослав родился в творческой семье. Отец был художником, а брат - скульптором. И выбор профессии и цели в жизни, казалось, был вполне предопределен. Да и желание открыть свою кузнечную мастерскую у Ярослава возникло еще во время учебной практики. Но жизнь закрутилась, хотелось попробовать силы в других областях: вдруг появится шанс реализовать себя в чем-то еще. «До того, как появилась своя кузнечная мастерская, я работал художником-мультипликатором, разрабатывал дизайн компьютерных игр и пробовал себя в сфере дизайна интерьеров, - говорит Ярослав. - Но было ощущение, что я делаю немного не то. Я не чувствовал удовлетворения от своей работы. Может, потому, что не всегда мог видеть и ощущать ее результат. Поэтому возникло желание что-то делать руками. И самому воплощать свои идеи».
Несмотря на профессиональное образование, для Ярослава работа с металлом сначала была лишь увлечением. Но кузнечное дело не может быть хобби. Это трудно потянуть и по деньгам, и физически. Да и не каждый имеет возможность завести отдельное помещение под мастерскую. И не у каждого есть силы после рабочего дня (у кого-то нет такой силы в принципе) идти стучать пусть даже килограммовым молотом по наковальне (вес молота зависит от выполняемой работы и варьируется от одного до восьми килограммов).
«Поэтому в данном случае нужно либо хобби делать прибыльным, либо вкладывать в него те деньги, что у тебя есть, - рассказывает Ярослав. - Но это очень немаленькие деньги. Поэтому я решил заняться кузнечным делом серьезно. И моя мастерская (Творческая группа «Железный камень» - прим. ред.) теперь работает на заказ. Мне сначала было странно и страшно заниматься этим профессионально. И даже сейчас, когда технологически процесс работы с металлом стал проще, и накоплены немалые знания в этой области, назвать себя профессионалом почти невозможно.
Да, это приносит некоторый доход, но удовлетворение приходит не тогда, когда я получаю за работу деньги. Ведь если бы я хотел просто заработать денег, я бы, наверное, торговал водкой. Или занимался еще чем-нибудь очень прибыльным. Как и любому творческому человеку, мне хочется признания гораздо больше денег. Пусть моя фамилия не будет известна, достаточно знать, что люди моей работой восхищаются. Это самое важное, ведь мы создаем эмоции и среду обитания».
Кузнец умеет делать все: от крючка до лестничных маршей. Главное - чтобы металл был подходящим. А дальше все зависит от вдохновения: «Меня вдохновляет желание создать нечто такое, чего еще никто не делал. Бывает, что видишь чужую работу и понимаешь, что мог бы сделать во много раз лучше или оригинальнее, или проще и дешевле с точки зрения материалов, например. В голову сразу же приходит невероятное множество идей, которые просто невозможно оставить в стороне и не воплотить в жизнь. Работа с металлом - это в некотором роде романтика. Металл - на удивление пластичный материал. Если не мыслить о нем, как о чем-то статичном, можно делать невероятные, объемные и фактурные вещи».
В кузнечном деле до сих пор возможны новации. Часто бывает так, что при воплощении очередного проекта процесс вдруг останавливается из-за того, что известные на тот момент способы обработки или отделки по каким-то причинам невозможны или не подходят, не вписываются в концепцию эскиза. Тогда приходится обращаться к литературе, специалистам или даже изобретать решение на ходу: «Мы начинаем придумывать, искать, консультироваться со знающими людьми, которые занимаются кузнечным делом уже десятки лет. Информации много, просто не все ее используют. Придумывать что-то новое приходится практически каждую неделю. И в дизайне, и в обработке и изготовлении».
«Мне всегда было интересно работать руками. И работать с металлом тоже было интересно, ведь это очень сложный материал. Возможно, это попытка таким вот необычным образом выразить себя. Кто-то вышивает, кто-то строит дома, кто-то рисует картины, и я тоже создаю то, что делает мир красивее».
Получить специальное образование можно в Московской государственой художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова, в Томском политехническом университете или в Камской государственной инженерно-экономической академии. В крайнем случае, всегда есть возможность пойти к кузнецу в подмастерья. Выучиться художественной ковке через Интернет не получится, но можно почитать про ковку и литье и посмотреть работы мастера Ярослава Иванова.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Шаров-ремесленник работает на Шарова-дизайнера
В выставочном центре Санкт-Петербургского Союза художников открылась первая выставка-ярмарка «Крафт Базар»
Александр Марупов - автор самодельного Lotus Seven
Юлия Жарая выбрала творчество без чертежей
В преддверии Светлой Пасхи наш постоянный автор Светлана Бестужева-Лада согласилась показать читателям свои шитые бисером иконы
Покупка катушечного магнитофона сродни покупке недвижимости
Александр Марупов - автор самодельного Lotus Seven
Эта картина - одно из самых известных полотен Третьяковской галереи. А ведь в России ее не видели почти сорок лет – с 1914 по 1950 год!
Рассказ