Итак, всё самое трудное позади: поезд мчит её в Москву! Валя хочет держаться серьёзно, солидно, будто ей не впервой такие поездки, но улыбка не сходит с её загорелого веснушчатого лица, а широко раскрытые серые глаза светятся так радостно и весело, словно она всё время собирается звонко и заразительно рассмеяться.
Ветер треплет её золотистые волосы, режет глаза, вызывает слёзы. Валя садится и прислушивается к ритмичному постукиванию колёс И только теперь впечатления последних дней, прожитых как во сне, охватывают её... Лихорадочные сборы в дорогу, прощальный вечер в школе, напутственные слова матери - всё это возникает сразу, путается... Ей представляется лицо директора школы с внимательными, чуть утомлёнными глазами, и Валя словно слышит его глуховатый спокойный голос:
- Мне хотелось бы, чтобы вы знали: мы все гордимся вами, верим в ваше будущее... И вы должны всегда помнить об этом, всегда...
- Всегда, - шепчет Валя и проводит рукой по лбу. Слышится долгий, пронзительный гудок.
- Переезжаем мост, - замечает кто - то сзади.
Валя оборачивается и впервые за эти несколько часов пути внимательно оглядывает пассажиров. Напротив неё, за столиком, курит трубку человек в военном костюме без погон, с коротко остриженными седыми волосами. Сзади, у самой двери, перелистывает книгу худощавый, совсем ещё юный лейтенант.
- Едете учиться? - улыбается человек с трубкой.
Его темноватое в морщинах лицо кажется строгим, даже сердитым, но слегка прищуренные светло - серые глаза добродушны, приветливы.
- Учиться, - тихо отвечает Валя.
- Куда поступаете?
- В консерваторию... на вокальное отделение.
- Вот как! Значит, певица?
- Ну, до этого ещё далеко... - улыбается Валя.
- Я - Николай Петрович... инженер.
Валя называет себя и пожимает его плотную, сильную руку.
- Лейтенант Васильев, - по - военному чётко представляется лейтенант и щёлкает каблуками.
- Ну, вот и прекрасно, - Николай Петрович подвигается и приглашает лейтенанта сесть рядом.
Завязывается общий разговор. И, как всегда в таких случаях, говорят сразу обо всём. Но незаметно в центре внимания оказывается Валя. Выясняется, что она никогда не была в Москве и что там у неё нет ни родных, ни знакомых. Валя узнаёт, что Николай Петрович - москвич и у него есть взрослая дочь (только она пошла не по музыкальной части), а с лейтенантом они земляки. На этом основании лейтенант решает, что именно он должен показать Вале Москву.
- А если я провалюсь на экзамене? - неожиданно спрашивает Валя и бледнеет.
- Да не провалитесь... - утешает её лейтенант.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Речь, произнесённая на учёном совете Тимирязевской сельскохозяйственной Академии, посвященном 30-летию со дня смерти К. А. Тимирязева