Певец моря

С Барсамова| опубликовано в номере №552, май 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

Маленький приморский городок Феодосия - родина первого русского мариниста Ивана Константиновича Айвазовского.

Первые детские впечатления художника были связаны с морем. Оно входило в быт городка и определяло весь уклад его жизни. С утра приходил Ваня Айвазовский с другими ребятами на берег моря. Они встречали баркасы рыбаков, вернувшихся с лова. Вечерами он слушал рассказы о жизни в море, о борьбе рыбаков с волнами во время бури. Здесь же он услышал и рассказы о подвигах русских военных моряков, о Лазареве и Казарском, о славных битвах корабля «Азов» и брига «Меркурий» с турецкими судами.

Природа родного края, широкие морские просторы питают творчество Айвазовского и определяют его путь в искусстве. Развитие дарования Айвазовского шло необыкновенно быстро. Его приветствуют Крылов, Жуковский, его приближают к себе Брюллов, Глинка, его представляют Пушкину.

Айвазовский блестяще окончил академический курс и, как выдающийся ученик, был командирован за границу.

Но европейская слава не прельстила Айвазовского. Он нашёл благовидный предлог и на два года раньше срока вернулся на родину. Он не остался в Петербурге. Его влекло в Феодосию, он мечтает о трудовой жизни в своём маленьком городке, он хочет жить «там, где море вечно плещет».

В Феодосии на самом берегу моря он строит дом и навсегда поселяется в нём. Отсюда почти ежегодно он отправлял выставки своих картин в Петербург, Москву и другие города. Здесь им написаны и прославленные его картины - «Девятый вал» и «Чёрное море».

Айвазовский претворил в своём творчестве море во всех его состояниях. Оно по - разному показано и в этих двух картинах. В картине «Девятый вал» Айвазовский изобразил раннее утро на океане. Ночью была буря, волны разбили корабль. Уцелела маленькая горсточка смельчаков, ищущих спасения на обломках мачт. Поднялся огромный девятый вал и грозит им гибелью...

Несмотря на драматизм положения, Айвазовский светлым, ярким, мажорным колоритом картины сообщает ей бодрый, жизнеутверждающий характер. Художник - гуманист показывает борьбу человека со стихией и вызывает в нас уверенность в том, что победит человек.

Иного содержания картина «Чёрное море». Она лишена внешних эффектов и прекрасна в своей простоте, как сама жизнь. На ней изображено открытое море. Мерной чередой идут одна за одной прозрачные синие волны. Художник с удивительным проникновением сумел понять и передать величественный ритм движения волн, «дыхание моря». Он показал необъятность его просторов и потенциальную мощь стихии.

«Это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся», «это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю...» - писал о ней И. Крамской.

В своём творчестве Айвазовский широко отразил героические подвиги русского флота. Уже смолоду он числился в списках флота, как художник Главного морского штаба. Он был близок с выдающимися флотоводцами Лазаревым, Корниловым, Нахимовым, Истоминым. Он изобразил наиболее крупные морские сражения: «Чесменский бой», «Наваринский бой», «Синопский бой», «Бой брига «Меркурий» и много других.

Айвазовский был патриотом своего города. Много энергии, средств, труда и любви он отдал ему. С именем Айвазовского связаны все крупные мероприятия, направленные на культурный рост и экономический расцвет города.

В Феодосийской галерее можно проследить все этапы творческого развития мастера, начиная от детских опытов и до последней, неоконченной картины, начатой им в день смерти.

В этой картине Айвазовский опять вернулся к своей любимой теме. Он изобразил взрыв турецкого корабля, подорванного русскими моряками.

Подводя итоги пятидесятилетней творческой деятельности великого русского мариниста, И. Крамской сказал: ««Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины... и не только у нас, а и в истории искусства вообще».

Значение этой оценки творчества Айвазовского осталось в полной силе и в наши дни.

Творчество Айвазовского широко популярно, Его знают и любят советские люди.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены