«Жальгирис» Вильнюс

Сергей Вязьмитин| опубликовано в номере №1461, апрель 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

Одна-единственная команда высшей лиги нашего футбола комплектуется исключительно местными игроками — «Жальгирис». Интересно было бы узнать у ее тренеров: как, во-первых, им удается не сбиваться с курса на воспитанников только республиканского футбола и, во-вторых, рассматриваются ли в клубе заявления игроков других команд с просьбой принять их в состав вильнюсцев?

Василий Головко, г. Ирпень Киевской обл.

Б. Зелькявичюс. У каждого тренера есть, наверное, своя модель идеальной команды, команды-мечты. Я не исключение, только в отличие от коллег мое воображение ограничено пределами республики — так, кстати, мыслит в Литве тренер любой спортивной команды, не только футбольной.

Так уж у нас исстари повелось — доказывать, что играть в футбол или баскетбол умеют именно те, кого мы, местные тренеры, сами вырастили, а не со стороны пригласили. Не в сборной же команде работаем.

Не хочу обвинять детских и юношеских тренеров других регионов страны в непродуктивности их работы, в том, что мало их воспитанников уходят «в мастера» — подающего надежды паренька могут поначалу не разглядеть и во взрослой команде. Не все, даже уже знаменитые игроки, с первой попытки в большой футбол пробились. Но будет ли у юного таланта время «пообтереться» в команде мастеров? Не раскрылся сразу — второй раз ведь могут и не взглянуть.

Нам в «Жальгирис» тоже готовых ярких «звезд» пока не поставляют. Порой, конечно, хорошие, добротные игроки приходят, но, будем откровенны, не более того. Приходят люди, с которыми еще работать и работать надо. И здесь мы взяли себе за правило никогда не торопиться. Не пошла у кого-то игра поначалу, не задалось что-то в отношениях с новыми партнерами — потерпим. В команду в конце концов каждый вновь приходящий свои привычки и амбиции несет. И как они с коллективными состыкуются, показать может только время.

Я вообще сторонник рассматривать все игровые отношения в команде прежде всего сквозь призму человеческих. Коллектив у нас на сегодня сложился дружный, но довольно своеобразный, и влиться в него человеку со стороны весьма непросто, а уж с дальней стороны, по-моему, и невозможно. Если с юности в этой атмосфере общности цели не вариться, потом, на мой взгляд, и пытаться не стоит. Футболистам, которые к нам в команду из других клубов высшей лиги просятся (а таких, знаете ли, немало, особенно в последние сезоны), я так и отвечаю: у нас свой стиль, свои традиции, далеко не все лежит на поверхности, и вряд ли вы сумеете сломать себя...

Не брали мы «варягов», когда только начинали, когда очень трудно нам было, а теперь тем более не берем.

Начинали мы, кстати, тоже не так, как все. Что собой представляет у нас привычный учебно-тренировочный процесс? Вот именно, одни тренировки. Зимой месим грязь по нескольку месяцев на отвратительного качества южных полях — это и есть работа (игрой, простите, такое занятие язык не поворачивается назвать). Если бы в таких условиях хоть только одни мужчины готовились — так ведь и юноши, и дети по их стопам идут. Любовь к футболу в них на корню убивается.

Вот мы и решили: как можно больше играть. Для себя, для зрителей, а в перспективе — для результата. Верили: игра наладится, придут и победы. Над нами и посмеивались, и открыто недовольство — были ведь на этом пути в гору и чувствительные неудачи — выказывали. Но мы играли. Со своими ребятами и в свой футбол. Доигрались пока до бронзовых медалей. Но лучшие наши матчи, думаю, еще не настали.

***

Вальдас Иванаускас — один из тех, кто проделал с командой длительный путь к прошлогоднему успеху. Ему довелось поиграть в нескольких сочетаниях в команде — до призыве на воинскую службу и по возвращении. Чем, на его взгляд, отличается сегодняшний «Жальгирис» от команды — дебютанта высшей лиги пятилетней давности?

Томас Сенджикас, Каунас

В. Иванаускас. Профессиональным отношением к делу — прежде всего. Сплоченностью. Тогда, в начале 80-х, в команде «старики» всем верховодили, а мы, молодые, вынуждены были под их настроение подстраиваться. Нет, тогда тоже движение вперед ощущалось: в высшую лигу вошли, да еще практически сразу где-то в середине ее закрепились. Успех! И ветеранам нашим эта роль «середняков» очень даже по душе пришлась: купайся себе, как в теплой ванне. «Вылететь» вроде нет опасности, а наверх — больно призрачно. Помните момент, когда Зелькявичюс на время из команды уходил? Конфликт между тренером и игроками был тогда налицо.

На мой взгляд, в спорте это одна из самых трудно поддающихся лечению болезней — самоуспокоенность. За топтанием на месте неизменно следует шаг назад. А то и несколько.

Но «Жальгирис» не покатился. Вернулся тренер, обновился состав. Молодые, честолюбивые, мы все горели жаждой большой цели. Да и в республике наши восьмые места перестали считать успехами...

Аппетит, как известно, приходит во время еды. По ходу прошлогоднего первенства был момент, когда и на «золото», пожалуй, могли замахнуться. Не получилось. Тогда, по горячим следам, конечно, обидно было, но сегодня можно признать, что честолюбие наше слишком уж разыгралось. Третье место объективно, наверное, и есть «наше». Главное теперь, чтобы благодушие не заело. Однажды это уже было в нашей истории и стоило команде нескольких потерянных лет. Сейчас — самое время вернуть долги всем нашим почитателям. Время сбывающихся надежд.

***

В прошлом сезоне «Жальгирис» успешно защитил честь нашего студенческого футбола на Всемирной Универсиаде в Югославии, где стал чемпионом. Лучшим игроком турнира по праву был признан Арминас Нарбековас. Хотелось бы задать ему несколько нелицеприятный вопрос: два года назад в спортивной прессе промелькнуло сообщение о том, что многие футболисты «Жальгириса» не очень добросовестно относятся к своим студенческим обязанностям. Изменилось ли что-либо в этом плане у победителей Универсиады сегодня?

Галина Залетова, Москва

А. Нарбековас. Действительно, была газетная публикация такого содержания. Не все в ней, правда, было верно написано, но мы в коман-1 де основные замечания к сведению приняли. Неуспеваемость, конечно, не украшает студента, будь он хоть спортсмен, хоть артист.

Но, с другой стороны, знаете, почему у нас «хвостов» суммарно больше других спортивных коллективов набралось? Потому, что в «Жальгири-се» студенты — вся команда, за исключением имеющего уже диплом о высшем образовании вратаря Вацлаваса Юркуса. Средний возраст команды — 24 года, то есть самый студенческий. Учимся мы в вузах разных городов республики, отсюда возникают, помимо нехватки свободного времени, и транспортные проблемы. Катаемся с учебниками из Вильнюса в Каунас и обратно. Может, в общепринятые сроки сдачи экзаменов и не всегда уложиться успеваем, но учимся сейчас, поверьте, на совесть.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Наутилус» или «Pompilius»?

Клуб «Музыка с тобой»