2
Рабочий день на руднике шел как обычно: из карьеров доносились взрывы, по дорогам сновали груженые автомашины... Но вот во второй половине дня к огромным корпусам дробильно - обогатительной фабрики потянулись толпы людей. Шли бетонщики и плотники, каменщики и электрики, экскаваторщики и шоферы. Среди рабочих комбинезонов строителей и горняков мелькали яркие, цветастые платья принарядившихся девушек.
Пришел час, когда молодые новоселы Абазы могли отпраздновать свою первую большую победу.
На только что уложенных путях около бункеров с концентратом железной руды стоял длинный состав. Вот раздался грохот: открылись затворы в люках бункеров, и в вагоны хлынули потоки абазинского магнетита.
В воздух полетели шапки. Послышалось тысячеустое «ура».
Начался митинг.
На трибуне - девушка с энергичным, загорелым лицом - Валя Кошкина. Она произносит горячее слово от имени молодых рязанцев, приехавших сюда год назад по комсомольским путевкам.
- Нас, комсомольцев-рязанцев, было триста сорок, - говорит Кошкина. - Не всем оказались по плечу трудности, с которыми пришлось столкнуться в Сибири. Некоторые спасовали, уехали. Но теми, кто остался, Родина может гордиться!
Затаив дыхание, слушает Валю и Анатолий Баранов, знатный кровельщик. «Эх, Василий, Василий, - думает он, - ведь и ты мог бы радоваться сейчас вместе с нами!»
Анатолий Баранов и Василий Попков - земляки. Оба родились и выросли на берегу Оки, в селе Карабино, вместе приехали в Абазу обживать глухие сибирские места. Поначалу оба трудились разнорабочими, а потом Анатолия послали в тайгу рубить лес, а Василий стал учеником каменщика, работал в поселке. Зима выдалась небывало холодная даже для этого сурового края - ртуть замерзала в термометре. Но Анатолий выдюжил, устоял, а Василий нет. Вернувшись в поселок, Баранов узнал, что земляк дезертировал.
... Валя Кошкина называла имена тех, кто показал себя настоящими комсомольцами. Свою речь она завершила стихами:
Это только начало экзаменов строгих,
Только начало большого пути.
Так пожелаю вам доброй дороги.
Только в труде можно счастье найти!
Этим счастьем светились сейчас лица сотен молодых строителей. В лютую зимнюю стужу и в летний зной трудились они на разных участках стройки. Юные умельцы всегда были впереди. Это бригада Михаила Верещагина, сооружавшая ствол шахты, это молодые посланцы Подмосковья из строительно - монтажного поезда № 237, это бригады каменщиц Паши Калининой и Оли Сентюриной. Есть чем похвалиться плотникам Петру Сальникову и Анатолию Манухину и многим другим!
... Наступает торжественный момент. Каменщицы Лида Родина и Катя Пашкова вручают начальнику «Абаканрудстроя» и управляющему рудника ножницы. И вот уже разрезана красная лента перед паровозом. Первый эшелон с хакасской рудой трогается в путь.
- Передай, что мы не подкачаем! - кричат горняки экскаваторщику Дмитриеву, который вместе с машинистом Стереховым отправляется в Сталинск, чтобы от имени абазинцев приветствовать кузнецких металлургов.
Так пошел хакасский магнетит в домны Кузнецка. Запомним: 18 июля 1957 года вступил в строй Абаканский железный рудник.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Продолжение. См. «Смену» № 19