В дни фестивали мне довелось беседовать с молодым учителем из Голландии. Узнав, что я аспирант, а мои брат и сестра - студенты, он воскликнул:
- Должно быть, ваш отец очень богат!
- Я бы этого не сказал, - ответил я, - мой отец всего-навсего возит почту.
С каким вниманием выслушал мой новый друг такую обычную для нас и сказочную для него историю о том, как я, внук белорусского крестьянина, ученик слесаря, затем электромонтер, стал горным инженером и начал заниматься научной работой!
Да, порой гости, прибывшие из далеких стран и плохо знающие нашу действительность, задавали нам довольно наивные вопросы. Но, признаться, я благодарен им за это. Рассказывая о себе, о советском образе жизни, я смог как бы со стороны увидеть самого себя и понять, как в самом деле чудесно все то, что стало для нас таким привычным и обыденным.
Юношеские мечты о подвигах во имя науки, навеянные книгами академика Ферсмана, открывающими чудесный мир земных недр, привели меня в Московский институт цветных металлов и золота.
Во время производственной практики мне довелось побывать на шахтах Донбасса, Урала, Алтая. Я работал бурильщиком, начальником смены, горным мастером. Особенно заинтересовался буровзрывными работами. Ведь взрывник не только помогает добывать сырье, но и участвует в его первоначальной обработке. Я поступил в аспирантуру Института горного дела Академии наук СССР и стал заниматься научными исследованиями в этой области.
В моем распоряжении новейшая отечественная и зарубежная техническая литература, по любому вопросу я могу посоветоваться с крупнейшими нашими учеными. Для сбора материала институт посылает меня в командировки, в помощь мне выделяются лаборанты и рабочие.
Хочется отдать все силы тому, чтобы на земле звучали только наши, мирные взрывы, несущие не опустошение, а богатство - новые тонны руды, угля, стройматериалов.
Видели ли вы, дорогой читатель, реку Алдан? Стремительная, бурная, она несет свои воды по бескрайним просторам Якутии. Страшен Алдан в плохую погоду, когда разольется весной или мрачно бушует осенью.
- Что, красиво, Егор? - спрашивали меня, бывало, односельчане, когда я подолгу любовался разливом реки.
Наверное, уже тогда во мне родилось желание рисовать, только я не понимал этого. Ведь никогда раньше я не видел, как рисуют: ни мать, ни отец, никто из моей деревни понятия не имел, что такое художник. А потом умерла мать, утонули в Алдане возвращавшиеся с охоты отец и старший брат. Остался я с младшим братом.
Отвезли нас в детский дом, в колхоз имени Ленина, Намского района, и я впервые увидел там картины. Стал рисовать. Когда в Якутске проходил конкурс детских рисунков, мои картинки понравились, и их послали в Москву, в художественную школу. Мне было тогда двенадцать лет. И вот вдруг из Москвы приходит вызов - ехать учиться рисовать. А через несколько дней директор детдома отвез меня в Якутск и посадил на самолет.
Так я попал в Москву, в среднюю художественную школу имени В. И. Сурикова, в сейчас вот уже пятый год занимаюсь здесь. Весь класс - мои друзья, даже не знаю, кто лучше. Но самый большой у меня друг - это Александра Тимофеевна Скворцова, заведующая методическим кабинетом в школе. Когда я в прошлом году болел, она от меня ни на шаг не отходила, а когда выздоровел, занималась со мной, чтобы не отстал от товарищей.
Сейчас мне восемнадцать лет, в прошлом году вступил в комсомол.
Когда окончу школу и художественный институт, то обязательно вернусь на Алдан. Буду рисовать и учить других. Может быть, девочка или мальчик, которых я научу держать карандаш, станут большими художниками.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.