– Ну, и организовал бы тут.
– Мы уже решили, – говорит Толик. Девушка из Казани собирается с подругой в
Норильск. Парень, недавно из армии, мечтает о Магадане.
Конечно, Челны не Сочи. Но в Сочи никто и не собирается. Мелькают в разговоре названия северных и восточных строек.
Невысокий паренек, плотник из Минска, пристраивается к разговору:
– А я в сентябре уеду.
– Далеко?
– На БАМ.
– Здесь что, не нравится?
– Да как вам сказать... Я ведь сюда ехал себя проверить. На что я способен. Выдержу или нет... А тут – город как город, работа как работа. Живем в нормальных домах, в столовой тебе все подают. А там, наверное, палатки, да и зима не такая. Вот если там выдержу...
Да, странные трусы живут в Челнах...
Теперь у меня есть прекрасная возможность повернуть тему на 180 градусов и вместо того, чтобы ругать летунов, наоборот, восславить молодых энтузиастов, которые с трудной стройки рвутся на еще более трудную.
Но делать этого я не буду, потому что все мои похвалы и восторги тут же упрутся в экономику.
Конечно, Усть-Илим – важнейшая стройка. И БАМ – важнейшая из важных.
Ну, а КамАЗ не важнейшая?
Огромная стройка в Челнах еще очень далека от завершения. Рабочие руки необходимы. И если сегодня кто-то отсюда уходит, – на его место нужен другой. Сто бетонщиков уехало с КамАЗа – сто приедет. Иначе стройку начнет лихорадить.
Если бы молодые строители перемещались с места на место с помощью ковра-самолета, беда была бы не так велика: ведь этот ковер – единственный тип самолета, не нуждающийся в горючем.
Увы, юные энтузиасты летают самолетами обычными – теми, что жгут нефть. И поездами ездят обыкновенными. Но дело не только в транспортных расходах. Последнее время перед увольнением человек думает не о работе, а об отъезде. Первое время по приезде – об устройстве. Пожалуй, и здесь применим слегка перефразированный закон командировок: месяц отъезда и месяц приезда – один месяц.
К тому же на каждой стройке – свои природные условия, своя техника, свои особенности, свой коллектив. И если одна бригада опытных монтажников едет с Ангары на Каму, а другая с Камы на Ангару – увы, и туда и туда приезжают новички.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Михаил Алексеев, лауреат Государственной премии РСФСР имени А. М. Горького, главный редактор журнала «Москва», участник II Всесоюзного совещания молодых писателей, отвечает на вопросы «Смены»