Завтрашний берег

Леонид Жуховицкий| опубликовано в номере №1148, март 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

«И так» не получилось. Одна за другой от нее ушли дочери. Жизнь складывалась всяко, но о том, что ушли, ни разу не пожалели, и мысли вернуться не было.

Толя остался последним.

Какое-то время его удерживал дома отчим – болезненный, нелепый, смешной человек. Он мало зарабатывал, отличался безволием и бесхозяйственностью, стенки всех строений во дворе исписал собственными стихами. Стихи были плохие, но сам отчим Толе нравился. Иногда он раздражал, озадачивал, но чаще удивлял. Он жил легко, открыто и без всяких на то причин радовался бытию, словно небо над ним было светлей, чем над другими.

Года полтора назад он умер, и Толя сразу собрался на стройку.

Узнав, что и сын уходит, мать неожиданно, впервые на его памяти, заплакала: видно, дохнуло на нее старческим одиночеством. Толя – тоже впервые – ее пожалел. Но остаться уже не мог – : хотелось другой жизни и, между прочим, собственных денег, чтобы посылать подарки любимым сестрам...

На КамАЗе Толя работал хорошо. Уедет на Усть-Илим – наверное, и там лениться не будет, потому что к безделью вообще не привык.

Толя молчалив, у него очень худое и очень грустное лицо. В Челнах у парня все сложилось нормально – и работа, и общежитие, и друзья есть. Но вот – уходит... Как сформулировать его личные проблемы?

Очень много ребят и девушек приехали просто строить КамАЗ. Наверное, им бы весьма обрадовался тот товарищ со степной стройки. Но, увы, и они не исключение.

Просто их личной проблемой становится сам КамАЗ.

Руководить такими ребятами очень нелегко. Как правило, они наиболее придирчивы ко всем " неполадкам на стройке, порой совершенно нетерпимы к ошибкам руководства – ни мастерам, ни прорабам, ни начальству повыше не прощают ни малейшего промаха. Они бесстрашно выступают на всех собраниях, в их беспощадных руках «комсомольские прожектора» разгораются до прямо-таки слепящего блеска. Если добавить, что многие из них вполне прилично владеют пером и регулярно посылают в местную и центральную печать то гневные, то ядовитые «сигналы», станет понятно, почему иные хозяйственники с тоской и нежностью вспоминают обычных рвачей – корыстных, но общественно пассивных.

Вообще у молодежи крупных строек накал «личных проблем» значительно выше среднего уровня.

Это легко объяснимо. Ведь кто в первую очередь поднимается на новые места? Те, кого на старом месте что-то не удовлетворяло. Либо быт, либо коллектив, либо нет друзей, либо подвела любовь, либо нет простора для активной натуры. И на новое место человек везет не только все свои вопросы и надежды, но и вполне закономерное желание их решить.

Если же и попадет на стройку «беспроблемный» парень или девушка, – очень скоро перед ними поставит проблемы сама жизнь.

Человек всегда человек. Волокна собственного характера и разномастные нитки обстоятельств сами собой вяжутся в узелки, порой очень непростые.

Нет нужды специально выискивать случай особой сложности. Можно взять первую попавшуюся судьбу. Хотя бы такую...

Противоречивая история

Федя приехал на КамАЗ в июне семьдесят первого из башкирской деревни.

Собственно, настоящее его имя – Филгат, Филгат Тимергазин.

В Челнах, где сегодня языков и наречий, пожалуй, побольше, чем в древнем Вавилоне, русский разговорный – универсальное средство общения, Поэтому людьми самых разных национальностей он воспринимается не как чужой язык, а как общий. Как общие используются и русские имена. Мухтар становится Мишей, татарочка София – Соней, а Филгат стал Федей.

К тому времени он уже отслужил в армии, имел ходовую на любой стройке специальность и сразу же был взят шофером на летучку-спецпомощь: обслуживать экскаваторы и бульдозеры. С жильем тогда было тоскливо, и поселили Федю в деревне, за 50 километров от Челнов. Квартировал он у гостеприимной бабуси, которой великая стройка платила за каждого жильца червонец в месяц.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Бей, барабан!

Рассказ

Мы вышли из войны

Михаил Алексеев, лауреат Государственной премии РСФСР имени А. М. Горького, главный редактор журнала «Москва», участник II Всесоюзного совещания молодых писателей, отвечает на вопросы «Смены»