Парень намотал на палец рыжеватую кудрю, покраснел еще больше, бормотнул:
– Я молодой еще, погулять надо. – И протиснулся в дверь.
– Возьмите его на заметку, – попросила директор школы Лидия Александровна Симаева учительницу, – с ним еще можно поработать.
В тот день учителя и директор четвертой школы беседовали с восемью рабочими моторосбороч-ного цеха. Итог – два заявления.
Накануне комплектование шло в тракторосборочном. Там ситуация была обострена тем, что агитировать за учебу пришли представители сразу трех школ – четвертой, шестой и одиннадцатой, стоящих практически рядом. Тракторный завод для них – основной поставщик учащихся.
Как водится, «неучей» хотели пригласить в кабинет начальника цеха или парторга, но оказалось невозможным оторвать рабочих от станков, поскольку шел конец месяца и цех «авралил».
Группа учительниц передвигалась по цеху, ведомая представителями администрации. Отыскав среди черных халатов и комбинезонов очередного «неохваченного» (все они занесены в списки, правда, их учительницы могли бы и не брать с собой – за каждой из них закреплен определенный цех, и десятки фамилий неподдающихся они знают едва ли не наизусть), учительницы окружали его кольцом и, стараясь перекричать шум станков, разворачивали агитацию.
Представитель четвертой школы, как водится, «ходил с туза»:
– Иди к нам, мы базовая школа завода.
У учительницы из одиннадцатой – свой козырь:
– Иди лучше к нам, у нас есть классы мастеров. Кончишь – сделают тебя мастером. Прибавка к зарплате – 15 процентов.
И дальше, переврывая голоса и шум цеха:
– У нас учителя хорошие...
– ...Столы полированные...
Приводили педагоги, конечно, и более веские доводы, говорили о требованиях сегодняшнего дня, о том, что грядет пятилетка качества, а ей нужны люди грамотные...
Один бравый парень, с которым особенно долго беседовали, даже потерял терпение (надо сказать, что учителя проявляют в подобных ситуациях удивительную настойчивость) и решил «убить» всех одним вопросом.
– Вот вы лично сколько получаете? – подступился он к учительнице.
Та растерялась от такой бесцеремонности, покраснела и выдавила из себя:
– Сто пятьдесят.
– Так вот, – торжествующе сказал он. – А я каждый месяц две с половиной сотни кладу в карман. Имея образование восемь классов. Все ясно? – И снисходительно хохотнул, сверкнув парой золотых зубов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.