Заводской район

Лина Тархова| опубликовано в номере №1158, август 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

Бабкин неуверенно пожимает плечами, его заместитель говорит, что решения не видел. А через пять минут, листая папку с деловыми бумагами комитета, мы обнаруживаем эту копию!

И все-таки нужно сказать, что комсомольская организация ВТЗ не забывает о школьных проблемах. Комсомольский актив участвует в комплектовании; отстающих и прогульщиков регулярно прорабатывают на собраниях и бюро. Но как же далеко комсомольцам завода до бесконечного упорства, с каким действуют учителя! Именно им принадлежит инициатива в большинстве начинаний. Учителя, например, завели «Голос школы». Это огромные разграфленные листы бумаги, куда ежемесячно заносятся данные об успеваемости каждого ученика и о том, как он посещал занятия. Учителя же доставляют «Голос школы» на завод. «С ребятами передаете или шлете почтой?» – спросила я у директора. «Что вы! Сами преподаватели по цехам разносят». «Ну, если в этом деле комсомольцы не предложили свою помощь, может быть, они толково распоряжаются «Голосом школы», вешают хотя бы на видных местах?» Считается, что дело обстоит именно так, но ни в одном цехе завода мне не довелось увидеть висящими эти белые листы. В лучшем случае удавалось обнаружить их в папках комсоргов, столь же аккуратно подшитыми, как и копия решения райисполкома.

Нет в школьной работе заводского комсомола наглядности, гласности. Нет и нерва, накала, страсти. А ведь, если задуматься, школа и завод ведут борьбу, и борьбу не за определенное количество аттестатов зрелости, а за судьбы человеческие. Парни и девушки, не желающие учиться, как главный аргумент показывают агитаторам свои руки: они, мол, их не подведут. Руки не подведут, а голова? Секретарь Октябрьского райкома КПСС Владимира В. Ф. Сучилин рассказал, с какими сложностями – и не столько техническими, сколько человеческими – была связана электрификация железной дороги между Москвой и Владимиром. Первоклассные машинисты паровозов – завяжи им глаза, они и так проведут составы – оказались тогда не у дел. Переучиваться многим было поздно, и не спас их многолетний бесценный опыт. «Рассовывали классных специалистов кого куда. Это была острейшая и горькая проблема».

Вот о чем нужно говорить оптимистично настроенным неучам. Может быть, стоит созвать для этого комсомольское собрание и попросить выступить на нем В. Ф. Сучилина и кого-нибудь из тех машинистов; неплохо бы пригласить и главного инженера завода А. В. Гришина, чтобы он рассказал о перспективах завода. (Во многих цехах ВТЗ уже монтируется только сложное оборудование, к которому, как сказал главный инженер, «мы людей без специального образования не подпустим».)

Но доказать, что не вечно можно будет зарабатывать две сотни на завертывании, например, анкерных шпилек – это одна сторона дела.

Другая, более тонкая и сложная, – убедить тех, кто меряет все блага рублем, в том, что есть иная система ценностей – духовных, что знания – это богатство уже само по себе, и цена ему год от года будет расти. Как-никак всего через двадцать пять лет наступит XXI век, и войти в него лучше бы «Книгою бытия», как писал В. Луговской, чем «слепой запятой в неразборчивом шрифте».

Много веских, зримых аргументов в пользу образования можно представить тем, кто по молодости или неразвитости недоумевает: «А зачем мне учиться-то?»

Вот и еще один аргумент. В какой-то из первых дней июня я была приглашена в четвертую школу на церемонию последнего звонка. Да, у вечерней школы не только отличия от обычной: здесь и последний звонок звенит и нарядные ученики собираются на выпускные балы!

Все выглядело, как в любой, наверное, школе: стол президиума, заваленный цветами, возбужденные ребята в зале. И даже пионеры пришли приветствовать выпускников. Но... одиннадцатиклассница стояла с пухлым мальчишкой на руках; из общего шума выплыла фраза: «Опять в две смены работаю, замучил цех шестерен» – все это придавало традиционному действу особый колорит. Я бы сказала, что здесь было и грустнее и радостнее, чем в «нормальных» школах, потому что труднее и памятнее оказывался каждый урок.

...Учительница напутствует своих учеников: «Дружите без расчета! Любите без измены! Боритесь без поражений!»

Ей отвечает гром аплодисментов. Кто-то без конца фотографирует счастливые, гордые лица.

Как много взрослых школьников в этом зале, а ведь не все дошли до конца, не все получили право пережить эту радость преодоления и победы.

Хотя бы только ради того, чтобы жизнь украсилась таким праздником, не стоит разве учиться?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены