Вот почему вся организация производства на тракторном заводе создана по принципу так наз. поточной системы. В чем ее отличительные черты? Они заключаются в том, что огромный завод вырабатывает только один тип трактора и запасные части к нему, обеспечивая тем самым массовое производство и тракторов, и частей.
До 4000 частей, из которых, примерно, состоит трактор, большинство мелких и простых частей (болты, гайки, шпильки, заклепки) производится на других заводах, и около 1200 частей, основных, делает сам тракторный завод. Все станки расположены на заводе по цехам, не по роду их работы, как это делалось раньше на других заводах, а по принципу сокращения передвижки и переноски отдельных частей и деталей трактора. Вся переноска материалов и деталей механизирована. Крупные тяжелые части подаются от станка к станку на транспортерах, мелкие - сами скатываются по желобкам.
Сборка самого трактора производится на непрерывно движущемся конвейере, со скоростью три четверти метра в минуту. Каждому рабочему около конвейера отводится рабочее место в четыре метра вдоль длины конвейера, и пока трактор проходит около него это расстояние, ему необходимо проделать свою операцию.
Только при такой организации производства тракторный завод сумеет не только изготовить, но и собрать в день 144 трактора, что означает, что через каждые 5 1/2 минут из ворот механическо - сборочного цеха будет выезжать новенький пыхтящий трактор.
Скептики (а такие у нас еще не перевелись окончательно) скажут: «Ну, во всем сказанном выше нет ничего особенного, чудесного». Хорошо! Слушайте! Специально для скептиков!! Несколько иллюстраций о тех чудесах техники, которые имеются на тракторном заводе. Здание механическо - сборочного цеха имеет в длину 408 метров и в ширину 96 метров; потолки и стены - сплошное стекло в железо - бетонной оправе. Площадь цеха равна почти 4 гектарам. Когда на Октябрьскую годовщину в цехе был митинг и на нем присутствовало около 10 000 человек, цех... казался пустым.
В связи с огромным количеством литья, в литейном цехе за день работы должно быть передвинуто песка, земли и металла около 900 тонн. Никакая человеческая сила не мо жег произвести эту работу, чтобы не нарушать необходимого процесса производства. Поэтому для производства этой работы в цехе устанавливаются 18 электрических кранов разной мощности, несколько конвейеров, мешалок, мельниц и др. приспособлений.
В механическо - сборочном цехе будет 933 самых различных станка, каждый приводится в движение от своего электрического мотора. Что это за станки? Нигде в СССР вы не увидите подобного технического чуда: токарные станки с 30 резцами, сверлильные станки с 51 сверлом, работающие с трех сторон, фрезерные станки с 10 фрезерами и т. д.
В том же механическо - сборочном цехе колеса трактора, после их изготовления, подхватываются особым подвесным конвейером и, проходя 268 метров, по пути погружаются в баки с краской, высушиваются, снова окунаются в краску и снова высушиваются и уже после этого подаются автоматически к тому месту сборочного конвейера, где их надо устанавливать на трактор.
Шесть цепных конвейеров механическо - сборочного цеха вместе равны километру.
Пар, отработанный в молотах кузнечного цеха, не выпускается, как обычно имеет место на других заводах, а используется на отопление цехов, коммунальных помещений и пр., чем достигается значительная экономия в расходах по топливу.
Однако ошибочно думать, что вся великая стройка тракторного завода была сплошным триумфальным шествием по гладкому, как стол, гудронированному шоссе.
Индустриализация - не ровная дорога, а крутой подъем, на котором много препятствий, рытвин, пропастей. Не мудрено, что в огромной армии строителей находятся одиночки, которые, поднимаясь, идут в гору с оглядкой, которые не без беспокойства говорят о большой, непривычной для них высоте, которые иногда пытаются даже дезертировать туда, вниз, поближе к тихой заводи, к низинам, к болотцу.
Представьте себе большой дом, еще не законченный стройкой. Не убраны леса, не оштукатурены стены. Гуляет ветер в лабиринте комнат, прорываясь туда через не - остекленные пока окна. Из всех щелей дует, это напоминает вам о том, что стройка еще не вся кончена.
Тракторный завод сегодня подобен большому незаконченному дому, в котором есть еще много щелей, откуда порой сильно дует. Эти щели, правда, не велики и не страшны для успеха стройки. Но они еще есть, и о них будет идти речь.
Люди и вещи заполнили эти щели. Людей - меньше, вещей - больше.
По вине администрации инструментального цеха сорван был выпуск второго опытного трактора к 1 Мая. Цех не был мобилизован администрацией на эту работу, работа не проводилась ударно, стенгазета молчала.
В некоторых цехах среди отдельных рабочих наблюдаются халатность и разгильдяйство. Есть прогулы. Кое - где прорываются рваческие настроения. Особенно плохо было в середине мая в литейном цехе: часть мастеров здесь совсем не являлась по нескольку дней на работу.
В инструментальном цехе у входа висит большая черная доска. Целый ряд выговоров записан на ней отдельным рабочим цеха за прогулы и халатное отношение к работе. Никто из них до середины мая (а некоторые выговоры вынесены еще в марте) лучшей ударной работой не снял своей фамилии с позорной доски.
Находились (правда, одиночки) такие «комсомольцы», как Воробьев, работавший в бригаде Каролина, который, когда ему указали на недобросовестное отношение к работе, заявил: «Комсомольским билетом я не дорожу, если хотите, я сдам вам его».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Продолжение, начало см. №№ 13, 14 и 15 «Смены»