Как это ни странно на первый взгляд, но Сталинградский тракторный завод имени Феликса Дзержинского не имеет истории. Он имеет за своими плечами не историю, а один только год, тяжелый и великий год напряженнейшего строительства.
Ибо как можно назвать историей нижеприводимые факты? До революции тракторы в России не производились. Впервые в СССР тракторы появились в 1922/23 г., привезенные из Америки, от Форда. В 1924 г. впервые в СССР, в очень незначительном количестве, производить тракторы начинает бывший Путиловский завод в Ленинграде. С подъемом сельского хозяйства выясняется колоссальная потребность в тракторах. В 1925 г. Феликс Дзержинский вносит предложение о постройке в СССР специального тракторного завода, с производительностью в 10 000 тракторов в год. В декабре 1928 г. правительством принимается решение о постройке тракторного завода, производительностью в 40 000 тракторов в год (а при непрерывной неделе - в 50 000 тракторов в год). Окончание стройки завода намечается на апрель 1931 г.
Весной 1929 г. начинается развернутое строительство Сталинградского тракторного завода имени Ф. Дзержинского, и... 15 июня 1930 г. снимается с конвейера первый трактор.
Как и всякие роды, рождение тракторного завода было сопряжено с невероятными трудностями, болями.
Сколько надо было потратить сил, чтобы преодолеть такого «внутреннего врага», как попытки некоторых руководителей строительства, зараженных грибком оппортунистического маловерия, растянуть сроки постройки завода! Американские инженеры, привлеченные к технической консультации, намечали абсолютно неприемлемые сроки строительства завода. И чтобы убедить американцев в том, что есть, помимо американских темпов стройки, еще темпы социалистические, заводу пришлось целый ряд основных сооружений взять непосредственно на себя, отказавшись от услуг отдельных строительных организаций.
О том, какие темпы были достигнуты в строительстве, могут говорить следующие цифры: если в последних месяцах 1928 г. число строящихся промышленных и жилищно-коммунальных зданий было 16 и на этом строительстве было занята 1854 чел., то через год, в конце 1929 г., строилось уже 55 зданий, и занято было на строительстве 9219 чел.
Нужно при этом учесть, что основная группа промышленных зданий была фактически готова и остеклена к ноябрю - декабрю 1929 г. В последние дни на строительстве завода было занято 17.000 рабочих. Вся территория строительства представляла собою сплошной гигантский муравейник, где каждый работник делал свое дело, где все было в движении, где было трудно, просто невозможно уследить за всеми процессами великой стройки.
Эта стройка, конечно, создала своих героев. Пожалуй, было бы неправильно сказать, что только бригады ударно работали. Работал ударно весь огромный коллектив рабочих, и это лучше всего можно наблюдать на росте охвата ударными бригадами рабочих кадров. В сентябре прошлого года ударными бригадами было охвачено 30% рабочих; в январе этого года ими было уже охвачено 54% рабочих, а затем - все цехи, все участки, весь завод приняли на себя обязательство: снять первый трактор с конвейера к XVI съезду ВКП(б) - 15 июня, объявив всю работу на стройке ударной.
Вот отдельные факты рекордных темпов, достигнутых рабочими Тракторе - строя. По плану американцев на сборку, клепку и установку конструкций механическо - сборочного цеха отводилось 162 дня. Тракторострой на эту работу наметил 62 дня, а рабочие выполнили ее в 28 дней.
Примерно такие же сроки были установлены американцами для сборки конструкций по кузнечному цеху, работа же фактически была выполнена в 45 дней.
Особенно тяжело было работать зимой. Обычно зиму принято считать не строительным сезоном, и всякое строительство на эти месяцы приостанавливается или сворачивается. Однако, этого нельзя было делать на Тракторострое, и рабочие, понимавшие это сами, преодолевая трудности работы на морозе, при ветре, отказываясь от выходных дней и перерывов, клепали и устанавливали конструкции цехов, стеклили потолки и стены, рыли тоннели и строили, несмотря ни на что, первый в СССР тракторный гигант.
Комсомольский коллектив и рабочая молодежь Тракторостроя были первыми застрельщиками пуска завода 15 июня 1930 г. Когда наступили решающие дни, комсомол Тракторостроя объявил май ударным месяцем монтажных работ. Комсомол объявил поход на монтаж. В мае работало на Тракторострое 44 бригады, охватывавших 1157 чел. исключительно рабочей молодежи. Метод социалистического соревнования масс, и особенно молодежи, был основным рычагом борьбы за темпы и качество стройки. Специально созданная комсомолом газета «Поход на монтаж» в первом же своем номере объявила: конкурс по монтажу. Условия конкурса: наибольший процент выполнения своего договора, ни одного прогула, отсутствие нарушений правил внутреннего распорядка, наименьший процент брака, максимально уплотненный рабочий день, снижение себестоимости производимых работ, снижение расценок, введение рационализаторских мероприятий.
В ответ комсомольцы и молодежь удваивали, утраивали и удесятеряли темпы монтажа. Примеру молодежи следовали старики. Энтузиазмом заражались сезонники, и удивлялись этому энтузиазму американцы.
В литейном цехе на установку мощных вагранок было дано 16 дней. Ударники установили их в 5 дней. Бригада Батулина, брошенная на установку воздухопроводов, установила их в 4 дня, вместо данных 10 - 12 дней. Бригада Кочетова в 24 человека, брошенная на срочную разгрузку прибывшего монтажа для кузнечного цеха в количестве 15 тонн, сумела разгрузить его вместо данных на это 3 часов в... 35 минут!
Это - отдельные факты того подъема стройки, застрельщиком которого был комсомол тракторного завода. А их - этих фактов - можно было бы привести тысячи.
Случилось в общем так, что от российской отсталости не осталось и следа. Темпы в строительстве были достигнуты такие, что американские фирмы не успевали выполнять заказанные для строительства станки и оборудование.
Вот почему глава американской строительной фирмы, мистер Кан, в своем письме вынужден был признать следующее: «Рабочие и технический персонал в Сталинграде показывают такие результаты, которые никоим образом не могут быть достигнуты в нашей стране».
Сталинградский тракторный завод имени Ф. Дзержинского, выпускающий сейчас 15 - 30 - сильные тракторы типа «Интернационал» - крупнейший тракторный завод в мире. Выпуск 50 тысяч тракторов в год возможен только при том условии, если процессы производства будут настолько рационально построены, настолько уплотнены, что нигде, ни в каком цехе, ни на одной операции, не будет потеряно даром ни минуты драгоценного времени и темпа.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Заметки о литературном молодняке