Приводные ремни

И Бачелис| опубликовано в номере №156-157, июнь 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

25 - 26 апреля прошел по заводу тревожный слух: опытные тракторы к сроку, к 1 Мая, не будут готовы.

Ремонтно-механический цех получил задание на выпуск двух опытных тракторов уже давно. Цех полностью оборудован и работает на полном ходу. Он не хуже других понимает значение опытного выпуска: на его тракторах должны быть проверены все чертежи, все детали, все операции будущего массового тракторостроения. Без этой точной лабораторной проверки тракторный завод не может быть пущен 15 июня, к XVI съезду партии.

Так что же могло задержать и сорвать выпуск двух машин в срок?

На ремонтников в заводском дворе стали коситься. Они позорили завод, который взял невиданные темпы, который до сих пор почти все заканчивал раньше намеченных сроков. Ремонтники занимали высокое место в социалистическом соревновании. Неужели они омрачат годовщину соревнования?

Впервые перед всеми заводскими корпусами встала угроза прорыва. Газета «Даешь Трактор» закричала о срыве опытного тракторостроения. Она шерстила администрацию цеха, она обвиняла ее в неумелом, нерациональном распределении заказов, она уличала ее в загрузке цеха мелочами. Нет, даже не в загрузке - станки полностью не загружены, ряд новеньких иностранных машин стоит на простое, рабочие ищут дела!

Но что можно сделать теперь, когда осталось три - четыре дня до срока?

От всех корпусов, от завкомов партии и комсомола, от штабов соревнования протянулись к ремонтно-механической мастерской невидимые приводные ремни. Их энергия привела в движение этот стройный порядок станков, бросила под резцы и сверла сырые куски чугуна и стали, и машины, как люди, крепко сжав челюсти, вцепились в работу.

Ремонтники сохраняли хладнокровие. Они отмалчивались, когда их спрашивали о тракторах. Это еще больше волновало рабочих: черт его знает, что за ним, за этим молчанием!

И спрашивали уже с тревогой:

- Ну что - ж, тракторы будут?

В механическо-сборочном цехе прикрытые чехлами стояли только - что прибывшие из Америки станки. Их было 112 из 940, на плечи которых взвален процесс производства трактора. 112 без остального комплекта могли сделать немногое, и они стояли, застыв в немом ожидании собратьев. Но сейчас и к ним подкралась горячка. Мобилизованные, они стали в строй. 1 Мая должны выйти два опытных трактора!

Три дня в ремонтном кипела работа. Бригады ударников сменялись, как воинские части на фронте. Несколько инженеров, техников и мастеров трое суток не выходили из цеха. Рабочие других цехов, выходя на работу, изменяли маршрут и делали крюк, чтобы пройти мимо ремонтного, прислушаться к его сердцебиению. Теперь о работе в ремонтном справлялись, как о здоровье роженицы.

Утро 30 апреля встало над заводом. В этот день решались многие сражения. Вечером должны были быть подведены итоги соревнования: кто станет во главе ударных рабочих колонн. На завтра два трактора должны были выйти на маевку - станут ли они во главе демонстрации тракторостроевцев?

Последний день работы решал дело пролетарской чести и гордости.

С утра начали подводиться к сборке первые готовые части двух тракторов. Станки были поставлены на высшую скорость, люди - на предельную точность и уменье. Еще никто не смел счастливо смеяться, но уже все были спокойны. Монотонно шуршали трансмиссии, молчаливое напряжение овладело цехом.

В час дня на шасси были поставлены первые части. Сборка тракторов началась. Около четырех тысяч деталей составляют «Интернационал» 15X30 HP. Далеко не все четыре тысячи были готовы.

В два часа дня трансмиссии замедлили бег, рабочие подняли глаза от резцов и сверл наверх, где в затухающем темпе, уже по инерции, вращался стержень передачи. Он сделал еще несколько оборотов и стал.

Рабочие стояли молча, в ожидании, глядя наверх. Сознание катастрофы пришло только через пять - десять минут.

Электрической энергией питает завод пока еще городская станция. Своя, заводская, будет готова только к пуску завода. Городская же станция сверх меры перегружена - не даром так лихорадочно - быстро строится Сталгрэс.

Если вы едете из Сталинграда на Тракторострой - 13 километров трамвайной линии - ваш вагон по крайней мере пять раз застрянет на вынужденной остановке: это значит, что волна тока сорвалась где - то в городе. Вы развернете газету и будете терпеливо ждать, пока она вас не нагонит.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены