Родители не интересуются детьми 4 38
Родители не предъявляют требований 5 37
Распад семьи 15 33
Безнадзорность детей 3 36
Безразличие к детям 5 18
Избалованность детей 7 17
Родители-алкоголики 6 19
Как видим, зависимость школьных успехов (а это один из лучших показателей социализации) от родителей очень велика. Думаю, что молодые родители должны хорошо это усвоить и учитывать в своем семейном и внесемейном поведении. У подавляющего большинства отстающих были родители, у которых либо не сложились, либо плохо складываются супружеские отношения (80 процентов), а многие другие признаки тесно связаны именно с этим. (Таблица из книги В. Канторовича «Глазами литератора». М., 1970.)
В целом возможности современной семьи в воспитании своих детей в значительной мере уменьшились. В особенно же трудное положение попадают дети из неполных семей: рожденные матерями без мужей или живущие с одним из родителей после распада супружеской пары (из-за смерти одного супруга или развода). Подлинным бичом для процесса социализации детей стал развод. Как, видимо, знает читатель, число разводов составляет у нас в последнее время одну треть от числа браков в том же году. Среди разводящихся большинство имеет ребенка, некоторые – двух и более детей. При нынешнем числе разводов ежегодно получается более миллиона полусирот, которые живут обычно с матерями; большинство разведенных женщин в повторные браки не вступает, так что дети из распавшихся семей не имеют и отчимов, которые в известной мере могли бы заменить в процессе воспитания отцов.
Вот почему в процессе социализации подрастающего поколения в громадной степени возрастает значение общественного воспитания, школы особенно.
Справляется ли наша общеобразовательная школа с воспитанием подрастающих поколений?
Достижения нашей школы общеизвестны. Поскольку, однако, речь у нас идет об инфантилизме, будем говорить не о достижениях, а об упущениях.
Мне представляется, что с точки зрения социализации наша школа имеет два главных, коренных недостатка. Это отсутствие связи школьного обучения и воспитания с производительным трудом учащихся и отрицательное отношение к особенностям, инициативе, нестандартности учеников.
Начну с последнего.
Однажды я узнал, что школьнику снизили оценку за контрольную по математике из-за того, что одну из задач он решил не так, как другие, причем более экономным путем и просто изящно. Тогда это показалось мне странным исключением. Как мог, я постарался утешить расстроенного школьника, напирая на то, что у учительницы таких, как он, сорок, что она устает, и т.д. Но потом я узнал, что явление это довольно-таки обычное – отрицательное отношение к особенности, необычности, нестандартности. В этом, кстати, одна из причин того, что в школе нередко плохо учатся не только неспособные, но и просто «нестандартные». Вот очень убедительный, на мой взгляд, пример. Педагогическая кафедра Тартуского университета обследовала судьбу двадцати пяти худших выпускников местных школ. Средний балл в аттестате был равен 3,1, а «формуляры были испещрены всевозможными взысканиями». Четырнадцать из них успешно закончили вузы. Более того, восемь (то есть целая треть!) стали преподавателями высшей школы или учеными.
Выдающийся наш исследователь, организатор науки и педагог М. А. Лаврентьев, один из организаторов Новосибирского университета, работающего в теснейшем контакте с академическими НИИ и Новосибирской физматшколой, не уставал повторять: надо внимательнейшим образом относиться к особенностям ученика. Приведу из его специальной статьи «Как учить, кого учить, чему учить» небольшой пример. Учителем М.А.Лаврентьева был академик Н.Н.Лузин, получавший по математике в гимназии сплошные двойки. Учитель сказал родителям, что их сын в математике безнадежен и едва ли сможет учиться в гимназии. Родители наняли репетитора, который заметил, что, не умея решать простые задачи, мальчик иногда решает задачи очень трудные. Ему удалось заинтересовать мальчика математикой; впоследствии из него вышел «ученый с мировым именем, не только много сделавший для математики, но и создавший крупнейшую советскую математическую школу, воспитанники которой заняли ведущее положение в советской и мировой математике».
Кому не известно, с каким нетерпением ждут первого сентября будущие первоклашки! И кто не знает, с какой неохотой идут в школу многие старшеклассники! Лишь бы дотянуть до выпуска. И не столько они желают дотянуть, сколько их.
Жизнь школьника не сводится, разумеется, к одной только учебе. Но и во внешкольной работе с ним немало делается для пресечения инициативы. Вот мое личное наблюдение.
Много лет в июле хожу я в один и тот же подмосковный лес за земляникой. На одном краю этого леса расположен дом отдыха, на другом – пионерский лагерь. Однажды я с удивлением установил, что больше всего ягоды вблизи пионерского лагеря. Так это меня удивило, что даже зашел в лагерь и поинтересовался этим феноменом. Мне объяснили, что детей в лес не пускают, а в жаркие дни водят их строем купаться на пруд, отрядами поочередно, и позволяют находиться в воде не больше пятнадцати минут, под строжайшим контролем пионервожатых.
Бедные дети!
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
О проблемах атеистического воспитания молодежи беседуют директор Московского планетария, заслуженный работник культуры РСФСР Константин Порцевский и кандидат философских наук Владимир Мезенцев
Из дневников Юрия Ракши