Работать, наверное, можно и без призвания. Выполнять заученные операции – что еще требуется? Но мне жаль того человека, который всю жизнь занимается делом не по душе – без интереса, без удовольствия, радости. Очень часто сделать верный выбор школьнику мешает простая неосведомленность о конкретных рабочих профессиях.
Десять лет работаю мастером производственного обучения. Убедился, что именно ПТУ должно быть главным, самым активным звеном в системе профориентации.
Уверен, профориентация не может быть кратковременной кампанией – эту работу необходимо вести непрерывно, круглый год (кстати, когда дело обстоит именно так, нет проблем и с набором). Что для этого нужно? В первую очередь тесная связь с органами народного образования, профсоюзными и комсомольскими организациями базовых предприятий, постоянная работа среди школьников.
Школьники – частые гости в нашем училище. Они знают и наш сегодняшний день и нашу историю – как руками учащихся, мастеров и преподавателей восстанавливалось полуразрушенное в годы войны здание училища, как строились мастерские, учебный корпус, как оборудовались кабинеты. Экскурсоводы по училищу – наши ученики. Они и с историей познакомят, и по выставке технического творчества проведут, и кинофильм об училище покажут.
Очень важны контакты с учителями школ. В нашем ГПТУ проводилась встреча преподавателей школ Харькова. Здесь они получили широкую информацию о системе профтехобразования, правилах приема, обучения, о том, как правильно вести профориентацию. Много нового узнали они и о профессии электромонтажника. Такие встречи, можно сказать, – профориентация среди самих учителей.
Дети, что бы там ни говорили, все же часто прислушиваются к родительским советам. Поэтому и родителей стараемся сделать нашими союзниками. Надолго запомнился, например, вечер во Дворце культуры велозавода имени Петровского. Здесь собрались более трехсот родителей и учеников 83-й школы. Для них организовали выставку технического творчества, рассказали о профессиях, которые дают наши училища, о перспективах профтехобразования.
Для нас главное не в том, чтобы любыми путями завлечь молодежь… Мы стремимся, чтобы приток молодежи происходил не просто за счет рекламы, а за счет хорошо поставленного учебного, воспитательного процесса. Ибо в конечном счете от этого зависит авторитет училища.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Роман
О проблемах атеистического воспитания молодежи беседуют директор Московского планетария, заслуженный работник культуры РСФСР Константин Порцевский и кандидат философских наук Владимир Мезенцев