Выставка молодых

С Герасимов| опубликовано в номере №317, май 1939
  • В закладки
  • Вставить в блог

Многие замечательные русские художники: Репин, Левитан, Суриков - учились на подачки меценатов, унижениями и нуждой платили за право ученья, за возможность стать мастерами.

В нашей стране каждый способный, талантливый человек - всенародная ценность. В наших художественных школах и вузах учатся обеспеченные государством юноши и девушки. У них есть все для развития талантов: обеспеченная жизнь, полная свобода творчества, великолепные музеи.

В лучшем нашем музее - Третьяковской галерее - и в залах ЦДКА собраны сейчас работы молодых художников (Всесоюзная выставка молодых художников, посвященная 20 - летию ВЛКСМ). Встает вопрос: как эта молодежь оправдала заботу и доверие страны, чему она научилась, чего от нее можно ждать?

Каждая работа молодого художника - это и отчет и обещание.

Если рассматривать всю выставку как отчет, можно порадоваться тому, что все молодые живописцы овладевают мастерством под знаменем реализма. Мы можем констатировать серьезное, вдумчивое отношение к натуре, поиски правдивых образов, общее повышение грамотности. Живопись стала более непосредственной, рисунок более строгим. Так выглядит отчет.

Этюды, обильно представленные на выставке, - это обещания художников. По ним мы можем проследить, насколько пристально и глубоко изучают молодые художники природу.

Этюды - начальный этап в работе живописца. По этюдам можно судить, как воспринимает художник мир, какие он ищет впечатления, как умеет заносить их на холст. Этюды - это записи художника, которые будут питать его творчество. Нельзя слепо копировать природу. Художник должен долго и неугомонно искать такое место, такую точку, откуда бы он мог ярче показать мир. Работая над этюдом, надо знать, какое ты хочешь передать состояние и «настроение» природы. Если этюд не будит в нас никаких чувств, - значит, это бесцельный труд: художник не достиг цели.

На выставке есть немало этюдов, которые вызывают в нас чувство непосредственного соприкосновения с природой. К их числу надо отнести небольшие этюды Соколова «На Черном море», «На Неве», В. В. Богаткина «У мельницы», Е. В. Диффинэ «Татарский домик». Соколов удачно передал живое движение воды. Богаткин заставляет нас почувствовать очарование глухого уголка.

Многие этюды свидетельствуют о хорошем вкусе молодежи, тонкой наблюдательности.

Чистыми, певучими красками написала И. В. Беляева «Девушку в красной кофте».

Н. Н. Горлов («Натурщица под зонтиком»), Г. И. Цейтлин («Эрна»), П. В. Преснякова («Малмыжское предместье») удачно выбрали и мотивы для изображения и средства для передачи своих впечатлений. В «Натурщице под зонтиком» интересна слитность и цельность цвета. «Эрна» написана правдиво, искренно и гармонично. В «Малмыжском предместье» мы ощущаем атмосферу, последовательную смену планов, беспредельность воздушной перспективы.

На выставке есть целый раздел портретной живописи. К сожалению, этот раздел радует меньше других.

Портреты однообразны, их общий недостаток - монохронность цветов, неуверенный рисунок. У молодых художников еще слишком мало опыта в этом труднейшем жанре живописи.

Статичная поза - отличительный признак большинства выставленных портретов. Живописцы не нашли решений, которые позволили бы им схватить живые черты нового человека, бодрого, подвижного, радостного. Это большая задача, и здесь художники пока еще в долгу перед современностью, перед новыми людьми нашей родины.

Можно отметить М. Т. Казанова. Ему в портрете Лизы Гилельс удалось добиться положительных результатов. Юная скрипачка, строгая, сосредоточенная, выразительно вписана в четырехугольник рамы. Удачен сделанный Пороховым этюдный портрет ненецкой девушки за книгой.

Талантливый художник Н. М. Ромадин в портрете балерины О. Лепешинской выступил в новом, необычайном для него стиле. Балетные аксессуары помогли ему сделать романтическое обрамление к портрету. К сожалению, замысел остался неосуществленным, не доведенным до конца. Самый портрет сделан вяло, голова написана статично.

Остальные портреты - среднего уровня. Непонятно, почему попала на выставку такая, например, слабая работа, как портрет О. Федоровой, нарисованный А. Морейном.

Сюжетная картина - это высший этап в работе художника: в ней концентрируются все его достижения. И то, что молодые художники начали работать над сюжетными картинами, бесспорно, положительный факт.

Художник Г. В. Павловский своей картиной «Политических ведут» хочет напомнить молодому поколению о страшном прошлом, о закованных в цепи борцах за свободу, о России каторжной, романовской...

Все обрамление картины: церквушка провинциального городка, грязные улицы, фигуры жителей - взято типично. Но художник, выписывая детали, не забыл о главном. Он поставил своих героев - политических заключенных - в центр композиции, показал их гордые лица, их поднятые вверх головы. В картине есть подчиненность отдельных частей главному. Ее недостатки: однообразная гамма цветов, нарочитая усложненность композиции, слишком явное подражание Сурикову.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены