Выставка молодых

С Герасимов| опубликовано в номере №317, май 1939
  • В закладки
  • Вставить в блог

Удачна, по - моему, картина Е. А. Зайцева «Чапаев». Художник представил себе события предсмертной ночи Чапаева. В пейзаже, во всем построении картины, во всех деталях передана тревога. Мы знаем, что на чапаевцев враги напали внезапно и они отбивались от многочисленных врагов из последних сил. Все, что мы видим на холсте, подчинено одному настроению, одной мысли.

Банально трактует тему А. А. Казанцев, автор картины «Степан Разин». Он не понимает, что единство всех элементов - обязательное условие для картины. Он старательно выписал одежды, сабли, лодки, но все эти вещи живут сами по себе, а картины, как таковой, нет.

В картине А. И. Лактионова «Герой Советского Союза капитан Н. В. Юдин в гостях у комсомольцев - танкистов» все вещи также живут обособленно. Это не картина, а муляж, где тщательно раскрашены все предметы, дана иллюзия яркого света. Но это иллюзионизм не очень высокого сорта» Лактионов - способный человек, но он выбрал себе опасную дорогу. Погоня за внешней эффектностью погубила не одного художника. Вся картина статичная, неживописная, в ней нет глубокой мысли, сюжета.

Но и один глубоко проработанный сюжет не делает еще картину. Так получилось с работой П. К. Васильева «Проводы комсомольца на фронт». Он очень подробно проработал тему, тщательно выписал все фигуры в комнате... Сюжет легко читается. Но в любой повести мы следим не только за развитием сюжета, но и за тем, каким языкам она написана. И картина Васильева, написанная приглушенными красками, мутная, серая, не может донести до зрителя идеи автора. То же можно сказать и о картине А. А. Ефимова «Проводы рыбаков». Она однообразна по цвету, олеографична, холодна, и кажется, что все: рыбаки, лодки, весла - сделано из одного материала.

Очень хорошо, что молодые художники берутся за большие темы, за сюжетные картины. Основой таких картин должна быть умело построенная композиция. В этом искусстве художник подобен опытному режиссеру. Распределение персонажей на холсте должно быть мудрым и жизненно правдивым, выразительным. С этими задачами справляются пока немногие.

К сожалению, учась в художественных школах, овладевая мастерством, многие молодые художники не сохраняют самобытности, не вырабатывают свой, оригинальный взгляд на природу. Обладая таким взглядом, художник может взять любую тему, может писать любую картину, и она не будет подражательной, не будет повторением приемов, позаимствованных у классиков, у прославленных мастеров. Она будет новым словом в искусстве.

Советская художественная молодежь переживает сейчас интереснейший этап в своем развитии. В нашем искусстве кончилось засилье формалистов, калечивших ранее молодые дарования. Многие зрелые художники также отдали дань этой моде, а молодежь много лет находилась в плену у формалистов. Сейчас - мы можем это твердо сказать - она освободилась от этого пагубного влияния. Выставка доказывает, что молодые художники сделали резкий поворот к реализму, к изучению натуры. Не всегда, однако, этот процесс идет безболезненно. Многие молодые живописцы пока еще слепо копируют натуру. Их работы - добросовестно списанные копии с природы, а не ее образы.

И здесь невольно хочется обратиться с призывом к молодежи: больше дерзости, исканий, молодого задора!

Нет еще этого в творчестве молодых живописцев. Реалистическое искусство при его глубоком содержании не исключает, а предполагает праздничность, богатство, высокое совершенство формы. И глубокого содержания, мудрых идей, глубоких сюжетов не придумаешь в мастерской. Все это может подсказать только наша радостная социалистическая действительность.

Молодые художники уже овладевают техникой, усваивают лучшие традиции классического искусства. Надо не только продолжать традиции, но и заново их создавать, открывая новые пути, проникая в неисследованные области. Надо много и упорно работать, и тогда расцветет советское искусство и родится новый стиль. Этот стиль - социалистический реализм.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены