«Сказка» М. Светлова
Их шестеро. Две девушки и четверо юношей. Дружные молодые ребята, студенты геологического института. Только что кончилась зачетная сессия, завтра начинаются летние каникулы. «Завтра можно долго спать. И послезавтра...» - мечтательно говорит Таня.
Они друзья. Они собрались вместе, чтоб отпраздновать окончание занятий. Шутят, смеются, пьют вино, поют песни, строят планы о предстоящей - и обязательно совместной! - летней практике. Жизненная судьба каждого из них сложилась по - разному. Один из них - Виктор - бывший беспризорник, а потом циркач; цыган Яков - «последний представитель табора»; неуклюжий милый Моисей провел детство в маленьком еврейском местечке. Веселая, непоседливая Катя выросла без отца, без матери, в детском доме, а до детского дома вкусила всю горечь беспризорничества. Тихая, задумчивая Таня - дочь директора геологического института. И, наконец, Ваня, поэт и геолог, тот самый Ваня, которого товарищи в этот весенний вечер заставят рассказывать сказку о мужестве, о золоте, о дружбе...
... В глубоком мягком кресле, под старинными часами с кукушкой, сидит студент Ваня.
В свою сказку он «забирает» многих. Он «забирает» всех пятерых товарищей, и маленького братишку Тани - пионера Шурика, и отца Тани и Шурика - Ивана Анисимовича, директора геологического института, и старых таежных жителей - золотоискателей, и Великого Охотника тайги, и усатого управляющего золотым прииском Аркадия Абрамовича Поспелова... Да мало ли кого встретит на своем пути экспедиция советских геологов, отправляющихся на поиски золота в неизведанный, глухой край, в тайгу? Все войдут в сказку, все будут в ней жить, действовать, участвовать в грустных и веселых приключениях, будут бороться, страдать, любить, радоваться... Михаил Светлов написал обаятельную, жизнерадостную «Сказку» - пьесу в четырех действиях, 10 картинах. Московский государственный театр для детей поставил эту пьесу. Светлов сумел легко и просто, искренно и потому убедительно рассказать о замечательных качествах советского молодого человека, о патриотизме нашей молодежи, о ее бескорыстии и смелости.
Персонажи светловской пьесы то и дело «выскакивают» из сказки. То студент Ваня усаживается на просцениуме и взыскательным взором автора следит за развитием своей выдумки; то маленький Шурик, которого после многих треволнений «пустили» в сказку, сам выбегает за условную линию рампы, чтобы рассказать о развертывающихся событиях своему закадычному другу - пионеру Вилену.
А события развертываются очень быстро.
«Вы хотите сказку о жизни, - говорит Ваня своим приятелям в самом начале, - а в жизни не бывают одни хорошие люди. Как же рассказывать сказку, когда вы все такие милые и никого из вас не хочется делать плохим?»
Трудно поверить, что кто - нибудь из этой шестерки замечательных ребят может оказаться негодяем, подлецом, врагом. Но с первых же шагов в сказке действует враг. Он похищает план предполагаемых залежей золота. Он пытается подсунуть членам экспедиции слепых лошадей. Он, затем, выкрадывает коней и провиант. Он, наконец, когда экспедиция достигает цели, заваливает камнем выход из «золотой пещеры» и убивает Катю, замечательную девушку, любимую героиню.
Кто он, этот враг? До самого конца даже очень искушенный зритель теряется в догадках, не в силах распознать скрытого злодея. В этом одна из сильных сторон пьесы Светлова. Она лишена штампа, трафарета.
Постановщики спектакля - заслуженная артистка республики О. И. Пыжова и Б. В. Бибиков - показали в работе над пьесой прекрасное мастерство и хороший вкус. Молодые актеры театра создали галерею героев своего поколения - героев живых, ярких, которым веришь, которым хочешь подражать. Художницы тт. Вишневецкая и Фредкина своими остроумными и сказочно - прелестными декорациями очень помогли постановщикам; композитор Оранский создал для задушевных песенок мягкую музыку. Эти песенки умело вкраплены в превосходный текст пьесы.
Пьеса Светлова - сказка - быль о яркой и мужественной молодости советских людей. Они идут добывать золото для своего народа, претерпевают из - за этого десятки невзгод. Устами одиннадцатилетнего Шурика, двадцатилетнего Моисея и сорокалетнего Ивана Анисимовича они высказывают свое новое, лишь советским людям присущее отношение к золоту, из - за которого страдало человечество на протяжении столетий.
Тема молодости пронизывает весь этот одухотворенный, революционно - романтический спектакль. И когда Иван Анисимович в тайге начинает убаюкивать свою дочь - студентку, он поет ей колыбельную песню про ту же безгранично радостную, яркую молодость:
«Спи, Танюша, без забот, Опят твои товарищи. Много лет еще пройдет Прежде, чем состаришься...»
А когда, наконец, наступит эта далекая старость, то «Будет издали глядеть Юность давней сказкою, Будешь в кресле ты сидеть Вся в морщинках ласковых. Внучек станет у стола (Выпачканы лапушки): - Неужели ты была Комсомолкой, бабушка?..»
Да, была. Да, совершала героические поступки и сама о том не ведала, ибо героизм - это повседневность для той чудесной советской молодежи, о которой так хорошо, так убедительно рассказали в спектакле «Сказка» талантливый поэт Михаил Светлов и Московский государственный театр для детей.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.