Высшее образование

  • В закладки
  • Вставить в блог

33 года лауреат ленинской премии Г. А. Меерсон возглавляет первую в Советском Союзе кафедру металлургии редких металлов и металлокерамики Московского института стали и сплавов. Здесь сложились свои принципы, свой стиль работы. Профессор Меерсон уверен, что кафедра не только научный центр, но и мастерская, где основные работники - студенты. Кафедра, возглавляемая им, - это прежде всего научная школа. Профессор считает, что подготовить мыслящего инженера можно лишь при одном условии: студенту надо дать возможность работать самостоятельно. И это не просто теоретическое умозаключение ученого. Г. А. Меерсон приглашает студента (любого, не обязательно высокоодаренного) к себе на кафедру. Студент устанавливает тесную связь с производством. Это основа основ. И тогда возникают вопросы, а вместе с ними появляются ответы в виде собственных, порой даже дерзких проектов. Те проекты, которые, помимо дерзости, обладают еще и научной ценностью, готовятся к внедрению в производство. Кстати сказать, это рассматривается как обязательная часть работы на кафедре.

Можно привести много примеров того, как «зеленые» студенческие проекты помогли некоторым заводам выполнить планы и дали предприятиям большую экономию. Так было, например, с новой технологией обработки молибденитовых огарков, разработанной двумя сотрудниками кафедры, один из них был студент Людвиг Сторожов. Эту технологию применили на Скопинском заводе цветных металлов. Результат? На 10 процентов увеличилось извлечение металла. Экономический эффект составил почти миллион рублей в год!

Да, профессор Меерсон создает из своих учеников творцов. Секрет? К студенту на кафедре относятся как к равному человеку, у которого просто нет еще достаточного опыта в знаниях. И еще: если ты будишь мысль у себя, ты не имеешь права оставлять в сонном состоянии мысль другого - в данном случае студента. Вот оно, кредо ученого.

Таким образом, в нашем уравнении мы рассмотрели два члена - значение программы и роль преподавателя в формировании творческих начал в студенте. Остается последний: какое место в этом процессе сегодня занимают вузовские самодеятельные организации - кружки, СНО, СКБ и другие?

СНО - это всего лишь СНО

Если посмотреть, сколько членов студенческого научного общества (СНО) в любом вузе, то получится солидная, успокаивающая цифра. Охват, так сказать, массовый. Скажем, в СНО МВТУ имени Баумана не менее 3 тысяч студентов. Но, увы, большинство только числится. Почему? Я не беру того случая, когда СНО работает неинтересно, плохо организовано и т. д. Есть другие причины. Кто идет в СНО и когда? В основном в начале первого курса. Идут и те, кто мечтает о полете в мир творчества и фантазии, и другие - учиться мечтать об этом полете. Одержимые остаются, те, кто слабее, уходят, оправдываясь: «Понимаешь, некогда... Тут и так по программе «зашиваюсь». Почему? Попробуем разобраться.

... Член СНО, четверокурсник МЭИ

И. Дзегеленок, пришел на кафедру вычислительной техники и вместе с другими студентами разработал «моделирующую установку». На конкурсе «Студенты МЭИ - производству» модель авторов хвалили, она получила первую премию. И... все.

Пятикурсник кафедры радиопередающих устройств Роберт Азметов тоже проделал интересную теоретическую работу. Оценить ее могут только радиоспециалисты, а потому пусть читатель поверит на слово. По рекомендации руководителя доклад Азме-това был представлен на научную студенческую конференцию и получил высокую оценку. Однако к СНО Р. Азметов никакого отношения не имеет.

Он выполнил предусмотренную программой учебно-исследовательскую работу (УИР). И за нее он получает оценку. Но ведь работы Дзегеленка и Азметова в общем-то равнозначны. У них один стержень - творческий поиск. Но в одном случае САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ творчество, а в другом - уировское! А теперь приложим это к студенту - «нетворцу». Он рассуждает «практично»: «Стоит ли мне заниматься работой, за которую даже зачета не получишь?» А ведь где-то он прав. Студенту-творцу зачет не нужен. А исполнителю? Вот этим самым зачетом можно способствовать творческому пробуждению студента)

Дело, конечно, не в зачете и не в тех двух примерах, которые я привел. Сейчас получилось так, что по идее творческая организация СНО практически мало делает в смысле творческого «взбадривания» студенчества. В этой организации работают только те, кто хочет работать сам, а она в состоянии пробудить интерес в работе и тех, кто еще не хочет сам работать.

Пора дать СНО права в системе вузовского обучения. И, несмотря на то, что в некоторых вузах так уже сделано, кардинально этот вопрос, очевидно, может решить только Министерство высшего и среднего специального образования. Больше того, разве нельзя какую-то часть программы возложить именно на СНО и одним выстрелом убить двух зайцев: с одной стороны, разгрузить программу, если она перегружена, а с другой, - придать этой программе творческий характер? Ведь в СНО на учебниках и конспектах далеко не уедешь. Работа в этом обществе требует умения самостоятельно мыслить. И не будет тогда «рядовой» студент рассуждать примерно так: «К чему вся эта суета? Самодеятельность на диплом не влияет, и без СНО проживем!» А если бы влияла «эта самодеятельность», он бы пошел в СНО, вынужден был пойти, вынужден был бы «шевелить извилинами», думать, задавать себе вопросы и искать ответы, а не вычитывать их в готовеньком виде в пухлых томах учебников! Студент был бы поставлен в условия, когда из него формировался бы творец в обязательном порядке!

Заключение

В чем состоит задача высшего образования? Видимо, не в том, чтобы человеку в течение пяти-шести лет диктовать формулы, которые он может сам найти в учебниках, выпущенных большими тиражами, ограничивать его пусть немалой, но все равно ограниченной суммой знаний. Наверное, важнее, если студент научится анализировать и синтезировать те факты, которые далеко еще не изучены. Это позволит ему переступать границу, за которой начинается творчество.

«Учебный процесс должен быть организован так, чтобы каждый студент понимал, что учится прежде всего он сам, что именно он изучает те или иные предметы, а мы, преподаватели, читающие лекции, руководящие лабораторными работами, помогаем ему в этом...»

Это справедливое высказывание принадлежит заместителю министра высшего и среднего специального образования РСФСР тов. Лебедеву. К сожалению, слова остались только словами. В докладе С. Северова, с которого я начал данную статью, говорилось о том, что в МВТУ имени Баумана на старших курсах, то есть тогда, когда у студента появляется определенный запас технических знаний, количество самостоятельных работ сокращается. Но поговорите с любым преподавателем училища, и они в один голос заявят: «Главное сейчас - это путь самостоятельной научно-исследовательской работы и связанного с ней самообразования студента».

Словом, вопросов много. Когда же последуют ответы?

Вечный студент

Л. Калужнин

Вечным студентом должен быть в наше время человек, который не хочет отстать от уровня современной науки.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены