Обсуждение в нашей печати работы высшей школы затрагивает самые разнообразные вопросы обучения и воспитания студентов. Высказывается много верных мыслей, заслуживающих самого пристального внимания. Но есть и такие, которые не могут не вызвать возражений, например, о том, что в технических вузах общественным наукам уделяется слишком много времени. Вот и в интересном выступлении академика Валентина Алексеевича Картина («Смена» № 17) промелькнули слова о «раздутости» программ общественных наук и утверждение, что зто один из факторов, отнимающих у студента время для изучения профилирующих дисциплин.
Так ли это! Можно ли считать, что в сложном и многостороннем процессе подготовки специалистов удельный вес общественно-социальных предметов занимает непомерно большое место! Давайте заглянем в существо вопроса, разберемся в том, насколько обусловлена связь в преподавании спецдисциплин и общественных наук.
Как человек, много лет работающий в техническом вузе, думаю, что прежде всего необходимо ставить вопрос об улучшении преподавания общественных наук, о максимально тесной связи их с дисциплинами, определяющими профиль вуза.
У нас в МИИТе широк диапазон специальностей. Это транспорт, автоматика и телемеханика, счетно-вычислительная техника, энергетика.
Есть острая необходимость в том, чтобы мысль педагога-философа, политэконома глубже проникала в эти дисциплины. При этом условии затраты времени на общественные науки будут еще более оправданны, так как союз специальных кафедр и общетеоретических значительно повышает качество обучения студентов.
Мы сделали некоторые шаги по этому пути.
В нашем институте кафедрами общественных наук совместно с кафедрами химии, теоретической механики, математики и физики были проведены семинары по обобщенным темам, где углубленно разбирались вопросы диалектических связей в природе. Студентам стало ясно, что изучение этих частных наук в замкнутом кругу специфических узких проблем эмпирично. Связь с философскими дисциплинами раздвинула горизонты перед ними. Мы и впредь намечаем проведение семинаров по таким темам, как «Вопросы причинности в современной физике», «Философские вопросы теоретической механики», «О количественных и качественных изменениях в кибернетике» и другим.
Что же касается политэкономии, то здесь проблема «сетки часов» более очевидна. Может ли идти сегодня речь о серьезном специалисте, скажем, инженере, без глубоких (а при ограничении учебного времени этого добиться нельзя) знаний самой политэкономии и, как следствие, конкретной экономики, основ научного планирования и т. д.? В. И. Ленин в речи на III съезде комсомола говорил, обращаясь к молодежи: «Перед вами стоит задача хозяйственного возрождения всей страны... Здесь недостаточно понимать, что такое электричество: надо знать, как технически приложить его и к промышленности, и к земледелию, и к отдельным отраслям промышленности и земледелия».
Безусловно, задачу, поставленную В. И. Лениным в октябре 1920 года, мы решили, этот период уже позади. Теперь советский специалист, инженер, решает куда более сложные вопросы - научно обоснованный расчет становится основой всей его хозяйственной деятельности. И, естественно, без детальных экономических знаний, которые призван дать своему воспитаннику вуз, он обойтись не может.
Есть и другая сторона вопроса, не менее ответственная.
Сегодняшний студент - это завтрашний руководитель цеха, участка, завода. От того, каким он окажется воспитатепем людей, зависит очень многое, ибо процесс хозяйствования и воспитания - единый процесс.
Жизнь показывает, что требуется не только ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ, но и ФАКУЛЬТАТИВНОЕ преподавание таких дисциплин, как этика, эстетика, научный атеизм. Эти дисциплины читаются студентам всех факультетов. И здесь опять дело не в затратах учебного времени, а в том, как эти предметы соотносятся со всей жизнью вуза, студента.
В прошлом учебном году студентами нашего института написано около тысячи рефератов по различным атеистическим темам, лучшие из них обсуждались в студенческих группах. Многие студенты по темам своих рефератов выступили с лекциями и беседами среди молодежи.
Это говорит о большом и серьезном интересе студентов технического вуза к вопросам общественно-политическим, это нас радует и возлагает на преподавательский состав новую ответственность по коммунистическому воспитанию студенчества.
И если мы порой не можем убедительно ответить на «острый вопрос» студента, то это значит, что наша собственная идейная вооруженность недостаточна, это - свидетельство того, что преподавательский коллектив, углубившись в специализацию, недооценивает вопросы воспитания, ключ к которому в любом советском вузе - на кафедрах общественных наук.
Безусловно, нельзя сегодня говорить о том, что в преподавании этих дисциплин все совершенно. К сожалению, институтские кафедры общественных наук в достаточной степени не освоили тех отраслей науки и производства, того комплекса специальных проблем, которые изучаются в том или ином вузе. И в этом как раз проявляется известная степень догматизма, оторванности от требований жизни. Нужно сказать и о том, что роль преподавателей-обществоведов в вузе могла бы быть значительно эффективней, если бы их воспитательная работа интенсивно велась не только в рамках аудиторий, как это бывает, а не менее целеустремленно продолжалась бы в общежитиях, в неофициальных разговорах - в повседневном общении со студенчеством.
Мы не должны забывать, что обучение студента - это не только подготовка квалифицированного специалиста, но и воспитание гражданина, человека убежденного, преданного идеям Коммунистической партии. И одна из главных ролей в этом процессе принадлежит общественным наукам - марксистско-ленинской философии, основам научного коммунизма, политэкономии, истории КПСС в первую очередь.
На мой взгляд, сегодня соотношение институтских программ по профилирующим дисциплинам и предметам общественного цикла вполне Пропорционально, оно соответствует требованиям жизни. И говорить нужно не о «раздутости» программ общественных наук, а об улучшении их преподавания в любом вузе независимо от его профиля.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.