Высшее образование

  • В закладки
  • Вставить в блог

- Профессор Лапин.

- Повезло, братцы. Будете знать! А философию?

- Иванов.

- Тоже хорошо, заниматься не надо. Он все по Афанасьеву дует.

Этот диалог наводит на размышления. Двум преподавателям дана студенческая оценка. С определенной долей юмора. Но юмор-то с горчинкой!... Спрашивается, что даст студенту курс лекций, прочитанный преподавателем Ивановым? Думающему ровным счетом ничего, а инертный еще станет больше вассалом по отношению к своему сюзерену - учебнику. Я даже допускаю, что у преподавателя Иванова стопроцентная успеваемость в группах, а у профессора Лапина есть «хвостисты». Но не стоит ли иной из этих «хвостистов» больше отличника ИВАНОВСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ?

Если преподаватель с беспристрастностью электронной машины перекладывает знания из своей головы в головы своих учеников, да еще все это студент мог бы сам «познать», открыв учебник, а потом преподаватель ограничивается только тем, что на экзаменах фиксирует, насколько прочно эти «знания» задержались в памяти студента, - такой метод обучения не даст главного: он не разбудит в студенте интереса к предмету.

Роль преподавателя в формировании творца, по-моему, слагается из многих компонентов. Но первый - это умение преподавателя воспитать в студенте уважение к предмету. И в этом процессе нет мелочей: читается ли лекция равнодушным, безразличным тоном, отвлекается ли преподаватель во время консультаций посторонними делами, опаздывает ли на занятия - все будет замечено студентами. А в результате – естественная реакция аудитории: скорей бы звонок... Преподаватель отчитался, студент отметился! Тут уж не до творчества!

Или вопрос личных взаимоотношений преподавателя и студента. Они имеют огромное значение для становления студента. Недавно в одном из московских вузов состоялось партийное собрание, на котором говорили о том, что некоторые преподаватели не умеют разговаривать со студентами в нормальном тоне, отпускают по их адресу сомнительные остроты. Это не только унижает, но и тормозит развитие человека. С такими преподавателями студенты не то что дискутировать не будут, они вообще постараются их избегать. А так называемая «система первой ошибки» в МИСИ, когда иной преподаватель проверяет проект до первого замечания? К чему это приводит? Только к одному: студент не захочет искушать судьбу, а добросовестно выполнит работу ремесленника, где нет ошибок, но нет и творческого поиска. Тут уж не до жиру, быть бы живу! Все это не мелочи. Далеко не мелочи. И не стоит утешать себя мыслью, что большинство преподавателей - это настоящие ученые, педагоги.

В связи с этим мне хочется рассказать об опыте студентов МАТИ. Они проводят своеобразное «социологическое исследование» учебного процесса. Что это такое? Для того, чтобы выяснить отношение студентов к курсу, читаемому тем или иным преподавателем, распространяется анкета. Таким образом собирается субъективное мнение каждого, которое, будучи суммировано, перерастает фактически в объективную оценку. Эта анкета доводится до сведения деканата или ректората. Судите сами: если из месяца в месяц о каком-то преподавателе разные студенты высказывают одно (в данном случае нелестное) суждение, подтвержденное фактами, то с этим деканату придется считаться.

Мы говорим: преподаватель должен научить студента мыслить. Каким образом? Как-то мне пришлось побывать в одном университете на лекции профессора-физика. Я обратил внимание на то, что студенты в основном слушают и только изредка берутся за ручки. После лекции я спросил одного студента:

- Почему вы не записывали? Ведь трудно полагаться лишь на память.

Он усмехнулся:

- Ничего не получается-пробовали. Начнешь писать одно, а главное упускаешь...

- По-моему, профессор читает довольно медленно.

- Дело не в скорости. Если бы вы были физиком, я бы смог объяснить, в чем здесь фокус. Понимаете, в основу лекции положен вопрос. Нам дается только общее направление. Готовых ответов нет. Чтобы их найти, нужно самому порыться в книгах. Иногда мозги гудят так, что и передать трудно. Но, - мой собеседник улыбнулся, - зато и доволен, когда докопаешься до истины...

Я не уверен, что это самый правильный путь. Но что при таком методе преподавания формируется в студенте личность творческая - это бесспорно.

И еще хочется рассказать об одном профессоре.

... Слова падают неторопливо и убедительно:

- Когда вы придете на производство, многое из того, что я рассказываю, уже устареет. Развитие науки неудержимо. Вот почему вы должны усвоить...

Шла обычная лекция профессора Г. А. Меерсона. Триста пар глаз напряженно следили за каждым его движением. В аудитории не было ни сонных, ни скучающих. На доске появлялись все новые графики, менялись формулы, цифры...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены