Высшее образование

  • В закладки
  • Вставить в блог

Творцы или исполнители

Л. Сапожников

«Гениальность - это 95 процентов потения».

(Т. Эдисон.)

Недавно в МВТУ имени Баумана прошла студенческая конференция под девизом «Учеба может быть творчеством». Меня особенно заинтересовало выступление дипломника Станислава Северова, не во всем логичное, местами спорное, но искреннее и, пожалуй, знаменательное. Он говорил:

- Пять лет студенческой жизни в наше время должны быть творческими. Главное - понять: учиться необходимо не только «чему-то», но и «зачем-то»...

Действительно, «чему-то» научиться можно, прослушав курс лекций, побывав на практике, выполнив определенное количество лабораторных работ.

Учиться «зачем-то» - значит формировать в себе творца. И вот в вузе происходит дифференциация. Одни втиснули себя в скобки формулы: «Научусь «чему-то» - получу диплом -стану специалистом», другие хотят научиться «чему-то», чтобы заглянуть «во что-то».

Интересы лагерей разошлись. Первые спрятались в спокойную заводь, вторые шагнули в мир интеллекта. Почему так получается? «Почему ты выбрал этот вуз!» - задал я вопрос нескольким абитуриентам и в ответ услышал:

ГЕННАДИИ ЕГОРОВ. Если говорить честно, мне было все равно, куда поступать. Сначала думал а МВТУ, потом решил в Горный. Словом, привык за одиннадцать лет учиться. А где? Какое это, в общем-то, имеет значение...

ВАЛЕНТИНА ПЕТРОВА. У нас была удивительная учительница по истории. Когда она рассказывала, мне казалось, что я вместе с Икаром лечу к солнцу, вместе с Александром Македонским совершаю походы... Еще в школе я решила: стану историком.

НИКОЛАЙ ГОРЧАКОВ. Захотелось покопаться в полупроводниках. Наука эта новая, малоизвестная...

ГУССЕИН МАМЕДОВ. Сначала я думал, что мое призвание - гуманитарные предметы. Даже стихи писал. А потом лопал на службу на флот, и стал радистом, и понял, что лучше радио ничего на свете нет. Конечно, если в это дело влезть по-настоящему...

Этим четверым по 20-22. Один заведомо безразличен, даже циничен. Другой идет в вуз, загипнотизированный «чарами» школьного учителя. Третий - человек с пробуждающимся интересом ко всему новому. Наконец, четвертому жизнь подсказала выбор профессии...

Итак, первый, видно, будет учиться «чему-то». А если в нем проснется то, что дремало в школе, и он впоследствии совершит научный подвиг? А тот, кто мечтал открыть новое в тайнах полупроводников, вдруг станет «законченным» троечником? Или пылкая исторична? Разве не может ее романтика зачахнуть при первом соприкосновении с пыльным сводом законов Владимира Мономаха?

В вуз пришли четыре человека с разными задатками, с разными способностями. Они стали студентами. И теперь от вуза во многом зависит, куда разбегутся их пути-дороги: кто станет творцом, а кто - ремесленником.

Мне могут возразить, что я не придаю значения приемным экзаменам, которые предсказывают путь. Мне кажется, что экзамены - плохие ясновидцы. И не случайно такой видный ученый, как доктор физико-математических наук О. М. Белоцерковский, писал: «Ежегодно перед нами ставится сложная, может быть, даже неразрешимая задача: среди нескольких тысяч подавших заявления найти несколько сотен. Подчеркиваю - найти. А средство в наших руках - приемные экзамены - почтенно старое, но отнюдь не безупречное. Пока нет более точных критериев, баллы отрицать нельзя. Но все ли они говорят о человеке? Да и много ли говорят?»

Я сознательно опускаю тот момент, что уже сейчас каждый вуз в состоянии готовить «своих» студентов, создавая химические, биологические, физматшколы, литературные и исторические «лицеи». Но пока этого нет. В наши вузы по-прежнему приходят десятки тысяч молодых людей, которые через пять-шесть лет становятся либо творцами, либо превращаются в заурядных специалистов-исполнителей. Но если творец одновременно и великолепный исполнитель, то второй никогда не станет первым.

Как же формировать творца?

Негатив и позитив

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены