Тысячи книг по самым разнообразным вопросам, которые находились в постоянном пользовании В. И. Ленина, и по сей день бережно хранятся на полках его личной библиотеки в Кремле.
Помимо тщательно подобранной литературы на политические, социально-экономические и другие темы, немало есть здесь книг и по вопросам языкознания, литературоведения, живописи, архитектуры, музыки и театра.
Среди книг этой уникальной библиотеки мое внимание привлек небольшой альбом репродукций с картин художника Н. Орлова под названием «Русские мужики» с предисловием Льва Николаевича Толстого. На титульном листе этого альбома, изданного в Петербурге в 1909 году, адресованная Ленину дарственная надпись, сделанная живописцем:
«Брат мой! Желаю Вам дожить до всходов и жатвы человеческого счастья. В наш век, век революционный, как я понимаю в лучшем смысле этого слова не материальной, но нравственной революции, она только одна выработает высшую идею общественного устройства в человеческого совершенства. Я же не доживу до этого счастья и лишен возможности продолжать посев на этом поле...»
По-разному складываются в искусстве человеческие судьбы.
Два года назад, весной 1963 года исполнилось 100 лет со дня рождения Н. Орлова, талантливого рус ского художника. Почти незаме ченной прошла у нас эта юбилейная дата. А жаль. Об этом художнике вспомнить не мешало бы.
Нелегок был творческий путь живописца, с раннего детства познавшего тяготы крестьянской жизни Николай Васильевич Орлов родился в 1863 году в семье безземельного крестьянина в селе Буйцы Епифановского уезда, Тульской губернии. После смерти отца -едннственного кормильца - мальчика пришлось отдать учеником в иконописную мастерскую. Так началась одна из первых страниц его художественной биографии.
Позднее, в 1882 году, Николай Орлов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и лишь десять лет спустя заканчивает полный курс обучения. От своих учителей В. Маковского, С. Коровина, В. Поленова - выдающихся художников-демократов - Орлов перенял реалистические традиции русских передвижников: горячую любовь к народу и неколебимую верность убеждениям, которые одни лишь дают художнику возможность и силу выразить в произведении искусства свои глубокие мысли и чувства.
Неподкупно честный художник с первых же самостоятельных шагов в искусстве видел свой гражданский долг, свое призвание в том, чтобы поведать людям слово правды. И крестьянская среда, с которой он всегда неразрывно был связан, постоянно подсказывала ему жгучие, животрепещущие темы для его картин.
Одна из первых его картин - «Умирающая», за которую Орлов получил звание классного художника, - сразу же привлекла внимание известного мецената и коллекционера Павла Михайловича Третьякова и была приобретена им для своей знаменитой галереи. Эта работа произвела большое впечатление и на Л. Н. Толстого, который выразил желание познакомиться с автором. Состоявшаяся вскоре встреча повела к дальнейшему их сближению и переписке.
Много интересных сведений об этом мы находим на страницах составленной Н. Н. Гусевым «Летописи мысли и творчества Льва Николаевича Толстого». Из этих записей мы узнаем, что 17 февраля 1894 года во время осмотра Третьяковской галереи Лев Николаевич «умилился картиной Орлова из народной жизни».
«Картина эта, - писал Л. Н. Толстой, - производит на меня одновременно чудесное, возвышенное впечатление умиленной жалости и вместе с тем, как ни странно сказать, зависти к той святой бедности и отношению к ней, которые изображены в ней. Такое же возвышающее впечатление сознания великой душевной силы народа, к которому имеешь счастье принадлежать хоть не жизнью, а породой, производят на меня и другие две одного же характера, всегда глубоко трогающие меня картины: «Переселенцы» и «Возвращение солдата».
По поводу картины «Недоимка» 22 апреля 1904 года Толстой пишет автору: «Все прекрасно и в целом и порознь». А о замысле новой его работы, «Телесное наказание», говорит в другом письме к нему: «Такая картина, да и все ваши, не только картины - это добрые дела: картина же телесного наказания должна быть событием. Я ни одного художника русского взятого в целом не знаю равного вам. Не унывайте, все минется, правда останется. А ваши произведения - правда и трогательная правда».
В феврале 1903 года художник знакомится с М. Горьким, заинтересовавшимся его работами. В одном из своих писем к К. Пятницкому Алексей Максимович, между прочим, сообщает ему: «На днях приедет ко мне художник Орлов и будет заканчивать свою картину «Молебен в казенной винной лавке». Вещица интересная». А в 1904 году в письме к Е. П. Пешковой Горький сообщает, что на выставке эта картина «очень шумит».
В скромной по краскам картине «Христа ради» художник вновь возвращается к своим излюбленным сюжетам. Мы видим на холсте нищенскую обстановку похожего на хлев жилья, спящего младенца в соломенной плетенке, подвешенной к закопченному потолку. Обходя свой приход, откормленный деревенский священник идет по избам, собирая новый хлеб в качестве оброка. Не минует чаша сия и последнего бедняка, а вошедшим за подаянием нищим вместо куска хлеба один и тот же неизменный ответ: «Бог подаст!»
При всех этих бесспорных достоинствах в полотнах Орлова, надо сказать, присутствует извечная покорность судьбе, отсвет толстовского непротивления злу. В действующих лицах его выразительных картин пока нет еще ни малейших признаков назревающего протеста. Но даже и такие картины цензура в то время запрещала показывать на выставках, а тематика их резко осуждалась тогда в печати.
Безрадостная, повседневная жизнь русской деревни, страдания крестьян - неизменная тема всех живописных работ Орлова. Композиция его картин всегда предельно проста. Автору незачем было придумывать сложные построения. Он постоянно жил интересами народа, и в глубинах народной жизни коренилось его реалистическое, прогрессивное искусство. Народны его образы, народно его восприятие мира и человека, народны по глубине проникновения в жизнь.
...5 июня 1908 года Л. Н. Толстой вновь обращается к Орлову: «... Я бы рад был написать то, что я думаю о значении ваших картин, и о том, что вы один настоящий русский народный художник...»
Год спустя великий русский писатель осуществил свое намерение, написав обещанное предисловие к альбому, одну репродукцию из которого мы воспроизводим сегодня на страницах журнала.
«Прекрасное дело - издание альбома картин Орлова, - пишет Толстой. - Орлов - мой любимый художник, а любимый он мой художник потому, что предмет его картин - мой любимый предмет. Предмет этот - русский народ...»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.