Лиля стояла у рампы, привычно раскланиваясь вместе с другими актерами, отыскивая в зале знакомые лица завсегдатаев. Потом прошла к себе в гримировочную и, сев перед зеркалом, прежде всего сняла слишком резкие брови. Еще одно движение руки, и бледность щек чеховской героини Нины Заречной уступила молодому румянцу Лили Дроздовой. В дверь постучал».
- Войдите! - недовольно крикнула Лиля.
В тот день, когда на сцене минского театра идет «Чайка», Лиле - исполнительнице роля главной героини - рассчитывать на комплименты не приходится. Все считают, что Ника Заречная ей не удалась, что актриса не вдумалась в ее образ, и когда после спектакля к Лиле заходят ее товарищи, они всячески стараются намекнуть ей на это.
- Звонили из ЦК комсомола, - входя в комнату, сказал секретарь комитета Олег Лотинский. - Завтра на автозаводе вечер для отъезжающих на целину. Просили выступить с приветствием.
- В котором часу? - деловито спросила Лиля, обмахивая лицо пуховкой.
- Кажется, в восемь...
- Отдохнуть не дадут! То на завод поезжай, то провожай, то встречай...
В голосе Лили слышались раздраженные нотки. Ей действительно надоело быть постоянным представителем от городской театральной молодежи то на одном, то на другом торжественном вечере. Она охотно посидела бы просто в зале вместе с рядовыми комсомольцами, похлопала бы выступлениям отъезжающих, посмеялась, а в президиуме нужно сидеть с серьезным лицом и строго глядеть в зал...
- А ты бы сказала, что тебе не хочется, - посоветовал Олег. - Это и время отнимает и неловко перед другими товарищами. Выступить с приветствием может каждый комсомолец.
Лиля вспыхнула и закусила губу. В сущности, Олег не сказал ничего обидного. Ей не раз приходилось выслушивать такие советы. Все комсомольцы театра считают, что звание заслуженной артистки и лауреата Сталинской премии обязывает Лилю Дроздову к неустанной работе над собою, к повышению актерского мастерства. А между тем именно эти звания стали причиной того, что она совсем не работает над ролью. Ляле некогда. Ее без конца приглашают то на одно, то на другое торжество - и все как представителя городской театральной молодежи... К тому же она депутат городского Совета, член ЦК комсомола республики...
- А потом, - продолжал Олег, - ты слишком увлекаешься киносъемками: в четвертой картине снимаешься.
Лиля вспыхнула, светлые большие глаза ее мгновенно наполнились слезами.
- Нет, это просто невозможно! Чуть что - кино! Да разве я виновата, что меня приглашают?
Разгорелся спер. Обычно добродушный, Олег доказывал, что да, Лиля виновата, потому что у нее нет объективного отношения к своему таланту и нет чувства такта по отношению к товарищам. Во - первых, из - за кино она охладела к театру, в результате чего провалила роль Заречной; а во - вторых, Лиля должна была напомнить кинорежиссерам, что в Минске, помимо нее, есть еще и другие молодые актрисы. Им тоже нужно расти и учиться киноискусству.
- А в общем завтра комсомольское собрание, - сказал Олег. - Мы хотим поговорить о тебе серьезно.
- Поговорить обо мне? - испуганно переспросила Лиля. - Но разве я одна виновата?
На похолодевшем лице ее сразу стал заметен легкий слой пудры.
Олег не ответил. Он еще не знал, 'Кому 'нужно адресовать главный упрек за то, что молодая талантливая актриса Лиля Дроздова «пошла «а убыль».
Принято было считать, что Лиля Дроздова родилась «под счастливой звездой». Она легко поступила в Минский театральный институт, с блеском его окончила и сразу после назначения в театр получила главную роль в премьере. А если разобраться во всем хладнокровно, то «счастливая звезда» сразу теряла романтическую окраску: Лиля просто была талантлива и трудолюбива. Как горячо взялась она за свою первую роль агронома Насти из пьесы «Поют жаворонки», сколько вложила в нее чувства, молодого задора, свежести нерастраченного таланта! Настя была знакома Лиле. Таких боевых девушек она встречала в жизни часто, может быть, даже в санитарном поезде, где в годы войны работала дружинницей.
Когда этот спектакль отметили Сталинской премией - звание лауреата вместе с другими актерами получила и Лиля Дроздова.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.