Выдано в кредит

Лариса Фёдорова| опубликовано в номере №681, октябрь 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Лауреат Сталинской премии! Лиля даже растерялась от счастья. Потом задумалась. Что особенного она сделала? Хорошо сыграла Настю? Но ведь это не подвиг, не многолетний труд. Роль Насти - только начало ее большой актерской жизни. Право, за что же так щедро?!

А через неделю Лилю ждала еще одна большая награда. Ей присвоили звание заслуженной артистки республики.

В театре это событие вызвало большие разговоры. Вое сходились на том, что звание заслуженной артистки Лиля получила рановато, фактически за одну роль. К двадцати двум годам она достигла всего, чего другие актеры добиваются всю жизнь. Опасались, как бы она не успокоилась и не перестала расти как актриса.

- Ну, Лиля, смотри! - поздравляя ее, наказывали комсомольцы. - Много тебе дано - много и спросится.

- В кредит выдано! - сказал директор театра. - Оба звания в кредит. Не забывай!

И Лиля честно старалась об этом не забывать. За новую роль она взялась горячо и страстно. Репетировала даже дома, хотя там мешал маленький сынишка.

Однажды, когда Лиля раньше других пришла на репетицию и в полумраке неосвещенной сцены повторяла трудные места роли, из - за кулис ее поманил к себе директор театра.

- Ты занята? - спросил он. - Видишь ли, какое дело... Звонят из киностудии. Они, кажется, «Катернику» снимать задумали. Предлагают тебе главную роль.

- Ой! - обрадовалась Лиля. - В кино? Играть Катеринку?

Резво стуча каблуками, она помчалась к телефону, чтобы самой сказать режиссеру, что да, она согласна и сейчас придет в студию.

- Пришлете машину? Что вы! Я могу и на трамвае...

Она смущенно оглянулась. Директор театра смотрел на нее с грустной отеческой улыбкой. Умный, много видевший на своем веку, он как будто хотел предостеречь ее от чего - то. Но потом раздумал. К чему омрачать ее первые радости?

Между тем остеречь следовало, чтобы молодая актриса ради соблазна сниматься в кино не забывала театра, где ее вырастили, чтобы обычную вежливость кинорежиссера не сочла за особый знак внимания, какой расточается знаменитостям.

Были и другие обстоятельства, когда старшие товарищи по театру могли вмешаться в личную жизнь Лили Дроздовой, чтобы оберечь ее недюжинный талант от слишком пристального внимания со стороны общественных организаций города. Слишком часто раздавались теперь звонки в театр с вызовом молодого лауреата то на заседание какой - либо комиссии, то на комсомольскую конференцию, то на встречу с активом городской молодежи. Какое бы событие ни происходило в жизни города, Лиля Дроздова обязательно приглашалась как почетное лицо. И никто не интересовался, есть ли у нее на это время.

Плохо все то, что без меры. Каждый актер, независимо от своих званий, обязан быть общественником. До получения больших наград Лиля Дроздова тоже занималась общественной работой, и это не помешало ей создать глубокий образ своей героини. Но стоило ей стать лауреатам и заслуженной, как ее начали выдвигать всюду, куда надо и не надо.

А тут еще стали осаждать звонками из киностудии. Актрису решили снимать подряд в четырех картинах. И Лиля, вкусив легкой славы (в кинокартинах она играла те же роли, что и на сцене), не нашла в себе мужества отказаться от этой дополнительной нагрузки.

Но почему же работники кино ухватились именно за Дроздову? Разве в Минске не было других талантливых молодых актрис? Разумеется, были. Но без почетных званий. К сожалению, такой странный подход еще бытует на некоторых наших студиях. Бытует во вред широкому демократическому принципу советского искусства. Во вред тем молодым и талантливым актерам, до которых из - за моды на одно какое - то имя так и не доходит очередь на киносъемку. А главное, во вред тем актрисам, которые объявлены кинозвездами. Жизнь кажется им легкой и удачливой. Чего еще им добиваться? Звание есть, почет на каждом шагу, слава - вот она! Всякий раз, когда Лиля Дроздова проезжала по городу, из окна «Победы» она видела на кинорекламах свои глаза и ослепительную киноулыбку...

И вот уже в тоне ее появились высокомерные нотки, а кинооператоры стали замечать, что она капризничает на съемках.

А потом Лиля стала важничать и в театре. Она часто пропускала репетиции и, когда режиссер выговаривал ей за это, отвечала, что она слишком везде занята. Под этим предлогам она редко бывала на комсомольских собраниях «ли приходила на них только к концу. Она и не скрывала, что теперь все ее интересы сосредоточены на киностудии, и что если в театре к ней будут уж очень придираться, она вообще с ним расстанется... Когда труппа поехала на гастроли в Брест, Лиля под каким - то предлогом ехать туда отказалась. Потом был концерт для городской молодежи, на который пригласили выступить и Лилю. Но она не явилась на концерт. Работники Минского горкома комсомола обиделись, но ненадолго. А в ЦК комсомола Белоруссии и вовсе не обижались. Наоборот, они по - прежнему старательно делали из молодой актрисы ходячую рекламу. Ведь приятно написать в отчете, что в таком - то мероприятии участвовала комсомолка - лауреат, заслуженная, известная киноактриса и т. д. Работы с нее никто не спрашивал. Требовалось только ее присутствие...

И вот ее стали избирать делегатом на XII съезд ВЛКСМ. Все как будто бы шло гладко. Председатель прочитал ее фамилию в общем списке делегатов. Этому списку поаплодировали горячие комсомольские руки. И вдруг кто - то крикнул:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены