Известный советский писатель Вадим Кожевников недавно закончил работу над новой повестью. Она посвящена, как и другие его произведения, теме человека труда, неразрывной связи поколений, благородной теме воинского подвига во имя Родины. Мы предлагаем вниманию читателей «Смены» отрывок из его нового произведения.
Степан Захарович Букин прибыл в пустыню, на медный рудник налегке, без семейства.
Тощий, долговязый, с крупным, солидным носом и бурыми, прокуренными усами, серьезным костистым лицом и цепким прищуренным взглядом, он производил впечатление человека самостоятельного. Одет не по-местному, капитально. Долгополое драповое пальто, велюровая шляпа без вмятины, тупоносые ботинки на микропорке. В руке новенький фибровый чемодан, для надежности основательно обвязанный веревкой.
Вежливо справившись, где находится монтажная площадка, он отправился туда степенной, неторопливой поступью, деликатно отклонив предложение оставить пока свой чемодан в конторе. Жгучий, пламенный зной, зыбкая почва, сыпучие барханы не вызвали у Букина вопросов о климате, столь обычных для всех приезжих.
На монтажной площадке было тесно от грузов. Обшитые свежим тесом громоздкие, тяжеловесные части машин томились, словно звери в клетках. Тающая от жары заводская смазка едко пахла и желто сочилась сквозь дощатые щели.
Букин обошел монтажную площадку, прочел на ящиках название заводов, изготовивших машины. При этом на лице его явилось почтительное выражение, какое бывает у человека, когда он встречается со знаменитостью всемирно известной.
Слесари-монтажники играли в волейбол.
Потные тела, экономно прикрытые только плавками, сверкали на солнце, как сабельные клинки в руках невидимых фехтовальщиков.
Жаропрочное надо иметь здоровье, чтобы в этом пекле играть с таким упоением и азартом, когда в тени температура, как в печи.
Букин присел на чемодан и внимательно наблюдал за игрой. Он сидел в капитальной своей одежде величественно, недвижимо. Его сухое лицо казалось вырезанным из камня. Потом игроки собрались возле единственного и столь странно выглядевшего зрителя.
Рыжий парень с прекрасным телом атлета и прозрачными лукавыми глазами спросил нарочито почтительно, желая, очевидно, позабавиться:
— Так какие у вас будут критические замечания, уважаемый товарищ?
— Замечание есть, — сухо сказал Букин.
— Разрешите записать?
— Можно, — согласился Букин. — Первое: ты моргун! Нервная система у тебя не отлажена. При подаче жмуришься. В итоге бесприцельный посыл. Сила есть, но мандраж ее губит.
— А вы что, тренер? — смутился парень. Букин усмехнулся:
— Внимательно живу. Наловчился все угадывать. Снисходительно добавил: — Игроком я, конечно, был. У немцев даже иногда выигрывали.
— В международных участвовали?
— В армейских дружеских. Служил в группе войск в Германии. С соседней немецкой частью по воскресеньям сражался. Нормально играют. Распасовка продуманная, четкая и техника соответственная. Дадут крученый. Берешь, аж ладони жжет. Хоть и свои немцы, братья по социализму, а если проиграешь, ротный так и мечтает, к чему придраться, чтобы внеочередной наряд влепить. Спорт есть спорт. А престиж есть престиж. Проиграл — получай наряд. Во всем своя справедливость.
— На работу сюда прибыли?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.