Второе рождение торпеды

И Ермашев| опубликовано в номере №339, март 1941
  • В закладки
  • Вставить в блог

Первая мировая война была подлинным триумфом подводной лодки. Еще в самом начале войны крупнейшие военные и морские авторитеты не допускали и мысли о том, что невзрачные, небольшие корабли, получившие даже пренебрежительное название «лодок» (хотя сплошь и рядом эти «лодки» были по своему водоизмещению и вооружению не меньше и не слабее миноносцев), сыграют какую-либо заметную роль в морских операциях. Считалось незыблемым, что война на море будет решена боями могущественных надводных эскадр. Ни в одной стране руководители флотов не представляли себе, каким поистине могучим союзником надводных флотов являются подводные лодки. В истории русского флота известен даже случай, когда морское министерство наложило дисциплинарное взыскание на корабельного инженера Б. Журавлева за «внесение смуты и брожение в умы», выражавшиеся в том, что Журавлев в течение многих лет отстаивал свой проект подводного крейсера. Впрочем, таких случаев было немало и во флотах других стран.

Но вот началась война, и подводные лодки, весьма несовершенные, вышли в море. Первые же их операции увенчались столь громкими успехами, что даже самые упорные скептики должны были признать рождение нового оружия, которым можно наносить смертельные удары боевым кораблям и особенно морским сообщениям (коммуникациям). Одни только германские подводные лодки потопили за четыре года войны 5861 пароход общим водоизмещением в 13 233 672 тонны! Значительная часть этик судов была потоплена в открытом море, а большая часть - недалеко от побережья Англии и Франции. Но, помимо торговых судов, подводные лодки всех воевавших стран потопили 192 боевых корабля, в том числе 12 линейных кораблей, 23 крейсера, 39 эскадренных миноносцев я миноносцев. Из этих 192 кораблей 180 были потоплены торпедами.

Торпеда! Триумф подводных лодок заслонил торпеду и ее исключительную роль в первой мировой войне. Между тем замечательные успехи подводных лодок были бы невозможны, не будь в их распоряжении такого смертоносного оружия, как торпеда.

Первая крупная и успешная торпедная атака в начале войны 1914-1918 годов выпала на долю германской подводной лодки «U-9». Это была небольшая, весьма несовершенная по конструкции и вооружению подводная лодка. Она встретилась 22 сентября 1914 года в Северном море с целой бригадой английских броненосных крейсеров - «Хог», «Абукир» и «Кресси», общее водоизмещение которых составляло 36 тысяч тонн. Водоизмещение «U-9» не превышало над водой 500 и под водой 620 тонн. Вооружена была лодка четырьмя торпедными аппаратами и принимала всего шесть торпед калибром 45 сантиметров.

Кроме того, на верхней палубе находилась одна пушчонка, стрелявшая 5-сантиметровым снарядом. Командовал этой лодкой прославленный германский подводник Веддинген.

Помощник Веддингена, лейтенант Иоганн Шписс, рассказывает в своих мемуарах что «U-9» считалась вполне современным кораблем. Вот как выглядел этот «современный» корабль: «Жизнь на подводной лодке... не таила в себе ничего привлекательного. В 1912 году, из-за тесных помещений, испорченного воздуха и стремительной качки лодки, гребная шлюпка по сравнению с... любой из этих ныряющих красавиц была более комфортабельна... Ни о каких дальних походах на подобных лодках тогда, и не мечтали. Лишь в редких случаях люди ночевали на кораблях, потому что это считалось опасным для здоровья. Уход с лодки на берег с наступлением ночи был неизменным явлением. Погружение делалось, возможно, более коротким по времени, причем мы редко рисковали уходить глубже, чем на несколько ярдов. Погрузившись под воду, мы тоскливо оглядывались вокруг, наблюдая, прочны ли швы и не течет ли вода».

Крейсера, потопленные этой лодкой, водоизмещением по 12 тысяч тонн каждый, имели очень сильное вооружение. Но они оказались беззащитными против торпед. Крейсер «Абукир», первая жертва «U-9», был сражен одной торпедой. «Хог» погиб вторым от двух торпед через 35 минут после того, как был поражен «Абукир». Через час после начала атаки на дно морское двумя торпедами был отправлен и «Кресси». Погибло 62 британских морских офицера и 1397 унтер-офицеров и матросов. Экипаж «U-9» составлял 28 человек!

Уже первая эта катастрофа, происшедшая с 7-й английской крейсерской эскадрой, а затем и несколько других подобных катастроф показали огромное значение торпеды. Свое окончательное признание она получила спустя 44 года после своего рождения.

Торпеды появились в конце 60-х годов прошлого столетия. Тогда их называли самодвижущимися минами Уайтхеда. Такое имя они получили случайно. Идея самодвижущейся мины принадлежала многим конструкторам, в том числе и русским. Но в наиболее разработанном виде она была воплощена в проекте австрийского морского офицера Луиуиса, который продал свое изобретение крупному английскому предпринимателю Уайтхеду. Его именем новая торпеда и была названа.

Впервые самодвижущиеся мины Уайтхеда были применены во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов русскими моряками. По инициативе С. О. Макарова, впоследствии одного из крупнейших русских флотоводцев, на Черном море был сформирован отряд минных катеров, для которых «маткой» служил пароход «Великий князь Константин». Два катера были приспособлены для стрельбы торпедами. Отрядом командовал сам Макаров. Минные катера нанесли туркам существенный урон и помимо всего прочего послужили прообразом миноносцев, которые после русско-турецкой войны начали строиться всеми морскими державами.

Правда, самодвижущаяся мина Уайтхеда была в то время весьма несовершенным оружием. Тем не менее, великий теоретик рабочего класса Фридрих Энгельс придавал этому новому оружию большое значение. В своем известном труде «Анти-Дюринг» он замечает, что после усовершенствования самодвижущихся мин для надводных кораблей возникнет сильная опасность, ибо «громаднейший броненосец побеждался бы тогда маленькой торпедой».

Во всех последующих войнах все более возрастающую роль играли минные силы флотов и усовершенствованная торпеда. Появились многочисленные флотилии миноносцев, а после русско-японской войны 1904-1905 годов и контрминоносцев, получивших впоследствии название эскадренных миноносцев. Первый современный эскадренный миноносец был построен в 1911 году в России и назывался он минным крейсером «Новик».

Признание торпеды выразилось еще и в том, что она была принята на вооружение всех основных классов военных кораблей. Она стала главным оружием миноносцев и подводных лодок. Развитие торпедного дела оказало громадное влияние «а строительство крупных кораблей, ибо им приходилось уже считаться не только с артиллерией противника, но я его минными флотилиями и подводными лодками, стрелявшими торпедами. Объясняется это тем, что торпеды поражают подводную, то есть наименее защищенную, часть корабля. Для защиты от торпед на крупных военных кораблях появились специальные «противоминные утолщения». Они оказались очень неудобными, малодейственными, кроме того, они привели к уменьшению скорости корабля. Поэтому на военных кораблях, построенных во время первой мировой войны и в особенности после нее, применены другие, более сложные системы защиты.

Но надежной защиты от торпед так и не найдено. Как показали многочисленные катастрофы во время первой мировой, а также и нынешней войны, самые новые корабли по-прежнему становятся добычей торпед, если только торпедная атака хорошо подготовлена и удар нанесен внезапно.

Подводные лодки доказали свои исключительные боевые качества и в ходе нынешней войны. Но рядом с ними появился новый, воздушный торпедоносец - самолет. Самолеты-торпедоносцы были известны и во время первой мировой войны, но тогда они не играли заметной роли. За четверть века, от первой мировой войны до второй, торпедоносная авиация прошла сравнительно большой путь развития вместе с новым классом боевых кораблей - авианосцами. Самолет дал торпеде неизвестные дотоле возможности: большую маневренность, дополнительную скорость и, следовательно, также и увеличенную ударную силу. Наконец, от торпеды, сброшенной торпедоносцем почти над самым кораблем, труднее увернуться, чем от торпеды, выпущенной подводной лодкой или эсминцем.

Воздушные торпедоносцы были применены командованием британского Средиземноморского флота для нападения на итальянский флот в гавани Таранто в ночь с 11 на 12 ноября прошлого года.

Мы еще не располагаем сведениями обо всех подробностях этого нападения. Тем не менее, можно восстановить в общих чертах картину того, что произошло в Таранто.

Английское морское командование, видимо, давно уже охотилось за итальянским флотом. Адмирал Кеннингхем, стоящий во главе английского Средиземноморского флота, имел для этого веские основания. Как раз осенью прошлого года обстановка на Ближнем Востоке сложилась для Великобритании очень неблагоприятно. Итальянская армия вступила в пределы Египта и стучалась в двери Британской империи. В конце октября началась итало-греческая война. Если бы греки были разбиты, то для итальянских вооруженных сил открылся бы путь к Левантийскому берегу, а оттуда - к Суэцу.

Ход военных действий зависел от положения на море. Объясняется это тем, что итальянская армия в Африке может получать подкрепления и боевые припасы только по морю. Английские войска в Африке также получают все необходимое морским путем. То же самое относится и к Греции: «помощь» в виде соединений британской авиации, а также и английских войсковых частей и военного снаряжения может быть доставлена в греческие порты только морем.

В начале ноября командование британской армии на Ближнем Востоке уже готовилось к контрнаступлению. На флот была возложена очень важная задача - содействовать наступлению при помощи атаки приморского фланга итальянцев. Британскому Средиземноморскому флоту предстояло одновременно обеспечить перевозку войск и снаряжения в Грецию и на греческие острова и максимально затруднить переброску итальянских подкреплений в Албанию и в Ливию. Лучшим способом добиться всего этого является ослабление морских сил противника. В данном случае было необходимо нанести удар итальянскому флоту.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены