Вот о чем я сейчас думаю: деловые навыки человека, его отношение к труду, стиль работы - все это складывается из мелочей.
Приглядываюсь к жизни своего класса и убеждаюсь: нет, не умеем мы работать. На каждом шагу убеждаюсь. Примеров могу привести сколько угодно. Вот они.
Была у нас раньше хорошая традиция: раз в декаду мы сами делали в классе по очереди небольшие сообщения о политической и хозяйственной жизни страны, о международных событиях. Полезно и интересно было.
В этом году вновь зашел разговор о такой информации. Правда, собирались мы очень долго, но к концу второй четверти все-таки комсомольская группа поручила трем комсомольцам подготовить короткие доклады о международном положении.
... И вот подходит уже конец третьей четверти, а информации мы так и не слышим. «Докладчики» легкомысленно отнеслись к данному им поручению, забыли о нем, а напомнить, проверить их никто не догадался.
Что же, безразлично это нам всем? Конечно, небезразлично, а просто уж стиль такой: за выполнение конкретных решений никто не отвечает, к точности не привыкли, и потому многие хорошие замыслы сводятся к пустым разговорам.
Вообще об отсутствии точности и обилии разговоров, болтовни стоило бы поговорить особо. У нас в моду вошла манера начинать спор по каждому распоряжению, по каждому вновь вводящемуся правилу. Недисциплинированность, разболтанность сказываются. Трудно нам придется в жизни с этими «милыми качествами». Вспоминается случай, который произошел с одним бывшим учеником нашей школы, фамилии его называть не хочу.
В школе он отличался плохой дисциплиной, какой-то развинченностью. Захотел - пришел в школу, не захотел-прогулял. И вот в прошлом году он, окончив школу, пошел служить в Красную Армию. И что же? Еще по дороге к месту назначения умудрился получить девять суток гауптвахты. Оказывается, по старой школьной привычке он начал возражать командиру, отдававшему ему приказ. Можете себе представить такого бойца! Да и не только бойца, что это за «работник» будет на заводе, в учреждении, да где бы то ни было!
Или еще такая вещь, тоже имеющая прямое отношение к точности, организованности, к стилю работы. У нас многие привыкли смотреть на учение так: зачем заниматься всю четверть, выбиваться из сил, когда можно вначале ничего не делать, а потом приналечь, чтобы кое-как выкарабкаться. И вот к концу четверти сидят ночами, залпом глотают учебники... Отсюда, конечно, и поверхностные Знания, потому что нельзя же усвоить за несколько дней то, что изучается целую четверть.
В первом номере журнала «Смена» я прочла воспоминания Д. И. Ульянова о том, как занимался в гимназии Владимир Ильич Ленин.
«Когда задавали на дом сочинения, - пишет Д. И. Ульянов, - он никогда не писал их накануне подачи, наспех, просиживая из-за этого ночь, как это делало большинство его товарищей-гимназистов. Наоборот, как только объявлялась тема, и назначался для написания срок, обычно двухнедельный, Владимир Ильич сразу брался за работу. Он составлял на четвертушке бумаги план сочинения с введением и заключением. Затем брал лист бумаги, складывал его пополам в длину и на левых полосах листа набрасывал черновик, проставляя буквы и цифры согласно составленному плану. Правые полосы листа или широкие поля оставались чистыми. На них в последующие дни он вносил дополнения, пояснения, поправки, а также ссылки на литературу - смотри там-то, страница такая-то».
Тогда ведь Владимиру Ильичу было столько же лет, сколько нам сейчас. Сидел он за партой, звали его все просто Володей. А как серьезно, с какой ответственностью взрослого человека относился он к учению! Это уже был свои, ленинский стиль работы.
Вот я и вернулась к тому, с чего начала: стиль работы человека складывается из мелочей, а начинает он складываться в детстве и в юности. Если мы сегодня не избавимся от своих скверных привычек, недостатков, то завтра войдем с ними в жизнь. И приведут они уже не к «школьным недоразумениям», а к большим жизненным неудачам-неудачам в работе, в порученном деле. Что может быть хуже, страшнее для честного человека?
Я и раньше об этом задумывалась, да и в классе мы не раз говорили на такие темы. Но только теперь, после того, как прочла доклад тов. Маленкова на XVIII Всесоюзной конференции ВКП(б), я как-то особенно ясно увидела, что все это очень серьезно и выходит за рамки личного.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.