Эта мысль давно уже занимала британских адмиралов, и они решили осуществить ее при помощи авиации так, чтобы ослабить итальянский флот и изменить соотношение морских сил на Средиземном море в пользу Великобритании, не рискуя собственными кораблями.
Английская разведка, в том числе и воздушная, установила, что в Таранто, одной из лучших итальянских баз, находится крупная итальянская эскадра. Необходимо напомнить, что в Таранто имеются две гавани: внутренняя (меньшая), куда ведет очень узкий проход, и внешняя (большая), непосредственно примыкающая к Тарантскому заливу. В ночь с 11 на 12 ноября во внутренней гавани стояли на якоре шесть крейсеров, к стенкам пришвартовались эскадренные миноносцы, у пирсов отстаивались подводные лодки. Во внешней гавани находились три линейных корабля: два из них типа «Конто ди Кавур» и один-типа «Литторио», сравнительно недавно вступивший в строй и принадлежавший к новейшим и лучшим итальянским линкорам.
11 ноября ночью английский отряд, в составе авианосцев «Илластриес» и «Игль», в сопровождении линкоров и крейсеров и, видимо, также и эскадренных миноносцев, никем не замеченный вошел в Тарантский залив. В Таранто было тихо. Судя по некоторым сообщениям, атака началась до наступления полуночи. 21 самолет, разделенные на два отряда: один - в составе 11 торпедоносцев, другой - в составе 10 бомбардировщиков и «осветителей», - поднялись с палубы «Илластриес». Была лунная ночь. Английские летчики ясно видели итальянские линкоры и крейсера.
Атаку начали бомбардировщики, сбросившие также осветительные ракеты, для того чтобы торпедоносцы ясно видели цель. Нападение было неожиданным для противовоздушной обороны Таранто и для итальянской эскадры. Все внимание было сразу привлечено к бомбардировщикам. На рейде еще рвались английские бомбы, когда над внешней гаванью, освещенной ракетами, появились на высоте 8000 футов английские торпедоносцы. Спустившись до 5000 футов, они стали пикировать с выключенными моторами на итальянские линейные корабли. Торпеды были сброшены в тот момент, когда самолеты снизились до 50 и даже 20 футов над водой. Были выпущены 11 торпед, из которых девять, по утверждениям английских военных обозревателей, попали в цель, поразив все три линкора. Кроме того, были повреждены два крейсера и несколько вспомогательных кораблей. Пострадали также оклады горючего и стоянка гидросамолетов. Английская авиация потеряла два торпедоносца. После возвращения самолетов английский отряд исчез из Тарантского залива.
14 ноября английские разведчики произвели съемку Тарантского рейда и запечатлели на пленку поврежденные итальянские корабли.
Таким образом, хорошо подготовленная атака торпедоносцев вывела из строя половину всего итальянского линейного флота. Это обстоятельство не могло не сказаться во время дальнейших операций на Средиземном море в связи с начавшимся наступлением греков в Албании и английских войск в Африке.
Налет на Таранто представляет большой интерес. В этой операции впервые по-настоящему показала себя новая техника военно-морского флота. Главный удар против неприятельской эскадры наносила авиация, поддержанная надводными кораблями, вплоть до линкоров. Эта операция подчеркнула еще раз крупное значение авианосцев. Можно сказать, что нападение на Таранто является вторым рождением торпеды. Самолет дал этому страшному орудию новые возможности, и, как мы видим, достаточно большие!
Через два месяца, 14 января, германские пикирующие бомбардировщики застигли авианосец «Илластриес» в Сицилийском проливе. В 12 часов 30 минут, как пишет один журналист, бывший в это время на борту авианосца, от 40 до 50 германских бомбардировщиков обрушили свой смертоносный груз на «Илластриес». Через несколько минут после начала атаки бомба весом в 500 килограммов попала в корабль. За ней последовала вторая. Огромные водяные фонтаны совершенно закрыли авианосец. Бомбардировка продолжалась почти семь часов. «Илластриес» получил очень сильные повреждения. Он все же добрался до Мальты, где в течение нескольких дней подвергался бомбардировке с германских самолетов. Дальнейшая его судьба неизвестна, но, по-видимому, если даже он уцелел, как утверждает английская печать, то надолго вышел из строя.
Что случилось бы, однако, с этим кораблем, если бы он был атакован не бомбами, а торпедами? Судьба итальянских линкоров дает ясный ответ на этот вопрос...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.