По научным же данным, адаптация новосела к городу «вчерне», в основных чертах требует трех – пяти лет. Через такое время новоселы примерно сравниваются со старожилами по миграционной подвижности (количеству переселенцев, приходящихся на 1000 жителей). Интересно, что Алька присылает тетке письмо с требованием продать ее (доставшийся от родителей) родной дом, то есть окончательно рвет с деревней через четыре года после ухода из села.
Именно этот Алькин вариант «освоения» города деревенским человеком представляется наиболее массовым, типичным. Типична среда, в которую попадает Алька в городе, типичны трудности с жильем и т. д. Для меня несомненно, что абрамовские повести имеют очень высокую социологическую ценность.
Есть в литературе и другие варианты социально-психологической адаптации к городу, как бы отклонения от наиболее массового типа.
Пример очень успешной адаптации к городу – Нюрка из повести Н. Евдокимова «Сказание о Нюрке – городской жительнице».
Она приезжает в город в детстве, так что процесс первичной социализации проходит главным образом в городе. Детям несравненно легче адаптироваться к городу, чем взрослым, а пожилым часто невозможно. Это хорошо показывает Н. Евдокимов. Нюрка на наших глазах превращается в безусловно городского человека, а ее отец остается человеком типично сельским. «Их интересы расходились по разным путям, почти нигде не находя соприкосновения». «Они отдалялись друг от друга, ища собеседников и единомышленников на стороне».
Случаи длительной или постоянной деморализации в результате перехода из села в город в жизни, видимо, все-таки относительно редки. Прекрасный пример такого рода в литературе – Ольга Фонякина из повести В. Шукшина «Там, вдали». Во время действия повести ей уже под тридцать. Отец Ольги вспоминает: «Десять лет назад он отправил дочь учиться в город, в институт. Через полтора года она сообщила, что вышла замуж. Потом написала – разошлись. Потом бросила институт, приехала домой. Пожила с год, ничего не делая, уехала снова в город. Опять вышла замуж. За какого-то талантливого ученого. И снова не то, развод. Писала, что работает, денег не просила». Отношение сельского человека Фонякина ко всему этому резко определенное. «Все это, вся ее скособоченная жизнь убивали его; что мог, он скрывал от людей».
С очередным своим мужем, Петром Ивлевым, Ольга приезжает в деревню, где люди, как она говорит, «доверчивые, простые, мудрые», мечтая начать новую жизнь. Но село ничего не меняет. Петр уезжает на несколько дней к умирающей тетке. За четыре дня Ольга успевает влюбиться, «совратить» местного учителя истории, еще раз изменить свои жизненные планы.
«А на пятый день ему (отцу Ольги, директору местного совхоза. – В. П.) принесли в кабинет письмо. Ему лично. «Уважаемый т. Фонякин. Мы вас на самом деле уважаем, вы тут ни при чем. Но уймите как-нибудь свою кобылу дочь. Это же стыд гольный! Ведь он, как ни говорите, учитель, наших детей учит. И она, мы слышали, тоже учительствовать собирается. Какой, же они пример...». Фонякин не дочитал письмо; у него в кабинете было много народу. Сидел как помоями облитый, боялся посмотреть в глаза людям».
Следует скандал, отец отхлестал дочь по щекам, и т.д.
Это только видимость, что Ольга сама покидает город. Фактически город ее выталкивает. А деревня ее такую не принимает.
Разумеется, в живой жизни много типов, видов, вариаций одного и того же процесса социально-психологической адаптации к городу, методов, какими люди справляются со своими трудностями. По-разному проходит эта адаптация в зависимости от той среды, в которую попадает человек в городе, от возраста переселенцев, от их личных качеств. Строго говоря, вариантов адаптации столько же, сколько людей. Однако у всех случаев перемещения сельского человека в город есть общее. Прежде всего это перестройка или некоторая деформация личности.
В городе человек более «автономен», чем в селе; значительно большая часть его поведения определяется им лично, здесь шире поле выбора, больше альтернатив.
Эта большая личная свобода в городе хорошо сейчас осознана сельской молодежью и выступает одним из важнейших факторов, определяющих ее стремление в город.
Громадного значения процессы происходят сейчас «между деревней и городом». Некоторые из них глубоко поняты и хорошо показаны нашими писателями. Нужно широкое осознание этих проблем общественностью и планомерное вмешательство в эти процессы. И хотя все усилия наши направлены сегодня на закрепление сельской молодежи, усилия эти не всегда приносят успехи. Так, за 9 межпереписных лет сельское население Костромской области, где эта работа широко проводилась, уменьшилось на 28 процентов, а в Орловской – даже на 30. А вот в резко трудоизбыточном селе Таджикистана число сельских жителей за те же годы увеличилось на целых 36 процентов!
Несомненно, что очень сельским по своему социально-психологическому облику жителям среднеазиатского кишлака куда труднее осваиваться в городе, чем жителю сильно урбанизированной среднерусской деревни, и, видимо, сельским жителям Средней Азии нужно всемерно помогать в переселении в города. И многие направления планомерной работы по усилению перехода кишлачной молодежи в города и улучшению процесса социально-психологической адаптации к городу ясны. Это, в частности, ориентация школьников на «городские» профессии, на город, на городской образ жизни; это улучшение обучения сельских детей русскому языку – языку межнационального общения, без которого в городе трудно, это организационная и экономическая помощь в переселении из села в город и т. д.
И повсеместно в стране нужно улучшение воспитательной работы в городских молодежных общежитиях, в частности, под углом зрения «освоения» города и городского образа жизни вчерашними сельскими ребятами. А для этого воспитатели должны понимать проблему и иметь психологическую подготовку.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
«Молодая гвардия»
Литература и жизнь – уроки молодым
О школе