Важно охватить всех учащихся разнообразными массовыми и индивидуальными формами воспитательной работы во внеучебное время, развивать их самодеятельность, тимуровское движение, создавать клубы по интересам, кружки технического и художественного творчества, спортивные секции.
Из Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы
Подростком Ефим Штейнберг, было такое, состоял на учете в отделении милиции. Факт в биографии педагога – руководителя районного пионерского штаба – далеко не привлекательный. Но смело берусь обнародовать его не потому, что он позабыт за давностью лет, и не потому, что с тех Штейнберг зарекомендовал себя только с положительной стороны. Мне кажется, что и этот небольшой факт – тоже штрих к портрету человека. Ведь учет в милицию в 50-е годы, как, впрочем, и сейчас, тихонь не ставили. А Ефим, как и многие мальчишки той, послевоенной поры, рос без отца, был непременным участником всех «операций», затевавшихся дворовой командой.
– Тихим я стал, ближе узнав детей, – улыбается Ефим Борисович. – Ребята, как я заметил, вообще не слишком-то жалуют шумных, громкоголосых воспитателей. А главное, понял: надо больше слушать самих детей. Ведь по тому, о чем и как они говорят, можно почти безошибочно узнать их склонности, настроения и даже, простите за высокий стиль, душевные устремления.
Зачем взрослые люди идут к детям? Одни мечтают вырастить человека будущего, другие – на практике реализовать свои педагогические идеи, третьи стремятся через маленьких утвердить себя в большом, заметном деле. Четвертые, пятые десятые...
Штейнберг, по его собственным словам, такой вопрос никогда перед собой не ставил. Все получилось как бы само собой. Сначала был пионером, стал вожатым. Поступил заочно в педагогический. Пригласили работать в Дом пионеров методистом. Сейчас он заведующий пионерским сектором. Вроде бы все ординарно, обычно, как по нотам. Но, смею утверждать, на педагогическую стезю Ефима Борисовича привело не стечение случайных обстоятельств, а истинное призвание.
«Дом, в котором мы живем» – так называют свой Дом пионеров члены пионерского штаба Куйбышевского района Москвы. Здесь они не сторонние наблюдатели, а настоящие хозяева.
Восемьдесят штабистов, восемьдесят полпредов своих пионерских дружин. Через них штаб держит связь со всеми школьниками района. Но это еще и восемьдесят сомнений, вопросов. Каждый хочет, чтобы ему уделили внимание (дети все-таки), выслушали, одобрили. Сколько споров, шума бывает, когда все вместе обсуждают план действий! Однажды Штейнберга даже упрекнули за то, что ребята у него не слишком дисциплинированны, чересчур оживленно реагируют на все, о чем говорится на заседаниях штаба. А еще, дескать, актив.
– В том-то и дело, что мы воспитываем активистов, – отвечает на это Ефим Борисович. – Мы категорически против отрепетированных сценариев, где ребятам отводится роль рядовых исполнителей. Дети хотят быть авторами и солистами в собственных произведениях.
Девиз юных куйбышевцев: «Нести радость людям!». Какой смысл вкладывают они в эти слова? Вот несколько ответов штабистов.
– Стараюсь удачно провести сбор или вечер в своей школе. Радуюсь, когда получается.
– Бывает, прямо летишь к ребятам в детский дом. Почему? Потому что там тебе всегда рады.
– Весной наделаем скворечников, зимой – кормушек. Развесим вблизи детских площадок и смотрим из-за кустов, довольна ли детвора. И самим приятно и радостно от ребячьих улыбок.
– Закончишь свою норму на прополке, идешь помогать соседу. Не ради похвалы, конечно, но если отметят – приятно. Сам к себе начинаешь лучше относиться.
– Однажды мы приводили в порядок братские могилы на кладбище. Подошла пожилая женщина. Постояла, посмотрела, а потом рассказала нам о войне, о погибших родственниках, о своей судьбе. Всплакнула, девчонки наши тоже. Какое-то чувство, что не лишние мы здесь, появилось...
– Видите, ребята сами за то, чтобы мы, взрослые, не приучали их смотреть на мир через розовые очки, – ознакомившись с этими ответами, говорит Ефим Борисович. – Не надо подменять воспитание надоедливой, мелочной опекой. Ведь наших детей уже в подростковом возрасте отличает определенная гражданская зрелость. Взрослым остается только умело развивать стремление ребят к активному действию, к благородному поступку.
Уже несколько лет подряд с концертами в отдаленные сельские районы выезжает агитбригада, в состав которой входят члены пионерского штаба, молодые рабочие, студенты. «Москвичи приехали!» – разносится тогда по деревне, куда в эти весенние дни и машина не проедет. Москвичи добираются пешком.
Перед выступлением в клубе юные артисты работают на поле или на ферме. А вечером, попив парного молока, выходят на сцену. В зале собирается и стар и млад, того и гляди стены рухнут от аплодисментов.
Любимое детище Штейнберга и штабистов – лагерь пионерского актива «Надежда». Во время летних и зимних каникул в нем живет более 150 человек – четверо-пятеро взрослых, остальные – школьники. Штабисты составляют лишь пятую часть общего коллектива, в основном же это ребята, направленные школами, немало и таких, кто получил «рекомендацию» в инспекции по делам несовершеннолетних.
Все здесь, на первый взгляд, почти так же, как и в обычном лагере: линейки, сборы, а вот суть...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.