Возвращение в Братск

Анатолий Приставкин| опубликовано в номере №925, декабрь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Ну как? - спрашивала Вера. И опять: - Ну как? Тут американский журналист приезжал, - сказала она. - Из журнала «Лайф». Сам он бывший русский. Его в конце спрашивают: «Вот вы русский, а в России и в Сибири не были давно. Что вы сейчас чувствуете? Неужели вы не испытываете гордости за эту вот новую Россию?»

- Я бы тоже спросила, - сказала Валя. - Что он ответил?

- Он сказал, что, когда Советский Союз победил немцев, русские американцы приезжали в Россию целовать землю.

- Конечно, - сказала Валя. - Одни жизнью заплатили за эту землю, а для других она только и осталась как символ. Приехали да уехали...

- Ты Мишку Иославского помнишь? - спросила Вера. - Или он без тебя был? Недавно здесь разбился. Понимаешь, тут щит оказался бракованный, его надо было убрать. Мишка на него ступил... Представляешь, сто двадцать метров!...

Валя посмотрела вниз и сказала:

- Страшно!

- Со стороны верхнего бьефа сейчас даже неинтересно, - говорила Вера. - Вода да вода. Остальное под водой. А отсюда еще видна работа, масштаб...

- Все равно не так, как раньше, - сказала Валя. - Сейчас ОРУ и то больше впечатляет.

ОРУ - это распределительное устройство на берегу, все из переплетений, конструкций и мачт. В переводе на общедоступный язык ОРУ - это тот же ОРС, его дело - донести до потребителей то, что произвела работяга-гидростанция.

- Как в жизни, - сказала Валя, - станция работает, а ОРУ впечатляет. ОРУ орет о себе.

- Ну так вот, - сказала Вера. - Когда Мишка разбился, обвинили сначала технику безопасности. Потом выяснилось, что накануне он выпивал, на него все и свалили.

- У кого он работал?

- У Елкина. Ты его помнишь? Его сейчас за грубость на алюминиевый завод перевели.

- Он должен помнить. - Валя показала на меня.

Действительно, я помнил Елкина, начальника первого участка, которого никто не любил. Я смотрел, как девчонки за разговором ушли далеко вперед, но не торопился, а стоял и смотрел вниз. Вот ведь странно: такая каша тут была, полный человеческий конгломерат - злые и добрые, карьеристы и бескорыстные, негодяи и романтики - всякие тут были, чего же молчать-то, - а плотина стоит.

Это Валя еще накануне так сказала:

- Ругались, отчаивались, уезжали, гибли... Что там еще? А ведь плотина-то стоит! Прямо удивительно, не правда ли?

Я вспомнил, как увольнялся. Как Коля, наш мастер, чтобы натянуть мне хороший заработок, понаписал в наряд всяких там вспомогательных работ, вроде: «Переноска железных труб с двойной перекидкой от машины к насосной». В конце концов выходило, что я только и делал, что таскал трубы, но Коля меня успокоил: «Все верно. Иди к Елкину». Елкин тогда долго разглядывал наряд и все не выпускал его из рук. Потом подписал, но опять не отдал наряда, а как-то странно на меня посмотрел. В упор и осуждающе.

- Переноска, переброска, а самому неловко, небось? А?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены