- Ну как? - спрашивала Вера. И опять: - Ну как? Тут американский журналист приезжал, - сказала она. - Из журнала «Лайф». Сам он бывший русский. Его в конце спрашивают: «Вот вы русский, а в России и в Сибири не были давно. Что вы сейчас чувствуете? Неужели вы не испытываете гордости за эту вот новую Россию?»
- Я бы тоже спросила, - сказала Валя. - Что он ответил?
- Он сказал, что, когда Советский Союз победил немцев, русские американцы приезжали в Россию целовать землю.
- Конечно, - сказала Валя. - Одни жизнью заплатили за эту землю, а для других она только и осталась как символ. Приехали да уехали...
- Ты Мишку Иославского помнишь? - спросила Вера. - Или он без тебя был? Недавно здесь разбился. Понимаешь, тут щит оказался бракованный, его надо было убрать. Мишка на него ступил... Представляешь, сто двадцать метров!...
Валя посмотрела вниз и сказала:
- Страшно!
- Со стороны верхнего бьефа сейчас даже неинтересно, - говорила Вера. - Вода да вода. Остальное под водой. А отсюда еще видна работа, масштаб...
- Все равно не так, как раньше, - сказала Валя. - Сейчас ОРУ и то больше впечатляет.
ОРУ - это распределительное устройство на берегу, все из переплетений, конструкций и мачт. В переводе на общедоступный язык ОРУ - это тот же ОРС, его дело - донести до потребителей то, что произвела работяга-гидростанция.
- Как в жизни, - сказала Валя, - станция работает, а ОРУ впечатляет. ОРУ орет о себе.
- Ну так вот, - сказала Вера. - Когда Мишка разбился, обвинили сначала технику безопасности. Потом выяснилось, что накануне он выпивал, на него все и свалили.
- У кого он работал?
- У Елкина. Ты его помнишь? Его сейчас за грубость на алюминиевый завод перевели.
- Он должен помнить. - Валя показала на меня.
Действительно, я помнил Елкина, начальника первого участка, которого никто не любил. Я смотрел, как девчонки за разговором ушли далеко вперед, но не торопился, а стоял и смотрел вниз. Вот ведь странно: такая каша тут была, полный человеческий конгломерат - злые и добрые, карьеристы и бескорыстные, негодяи и романтики - всякие тут были, чего же молчать-то, - а плотина стоит.
Это Валя еще накануне так сказала:
- Ругались, отчаивались, уезжали, гибли... Что там еще? А ведь плотина-то стоит! Прямо удивительно, не правда ли?
Я вспомнил, как увольнялся. Как Коля, наш мастер, чтобы натянуть мне хороший заработок, понаписал в наряд всяких там вспомогательных работ, вроде: «Переноска железных труб с двойной перекидкой от машины к насосной». В конце концов выходило, что я только и делал, что таскал трубы, но Коля меня успокоил: «Все верно. Иди к Елкину». Елкин тогда долго разглядывал наряд и все не выпускал его из рук. Потом подписал, но опять не отдал наряда, а как-то странно на меня посмотрел. В упор и осуждающе.
- Переноска, переброска, а самому неловко, небось? А?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.