Из записной книжки заместителя политрука подразделения капитана Володина N - ской артиллерийской части Московского военного округа ... Курсанты пришли с обеда. Школа части снова ожила. Группа курсантов продолжает какой - то интересный, видимо, начатый еще в столовой, разговор. Двое беседуют у географической карты. Часть курсантов нашего радиовзвода, в том числе и я, сидела в ленинской комнате. Мы говорили о Кренкеле, знаменитом радисте дрейфующей станции «Северный полюс». Прервал нас дежурный по школе:
- Зернов, к военкому!
Военный комиссар тов. Быстров встретил меня очень приветливо:
- Здравствуйте! Садитесь. Будем беседовать... Известно ли вам, тов. Зернов, решение Центрального комитета партии об установлении в Красной Армии должностей заместителей и помощников политруков?
Подробно ознакомив меня с решением ЦК ВКП(б), военком спросил меня:
- Если вас утвердят заместителем политрука школы, что вы скажете?
Вопрос застал меня врасплох. Правда, опыт политической работы у меня был. До армии я работал секретарем райкома комсомола од - Его из районов Ярославской области. В школе части был избран секретарем президиума комсомольской организации. Но все же теми навыками, которые нужны для самостоятельной политической работы в армии, я еще не обладал.
Конечно, проще всего было выйти из положения, сказав: «Я подумаю». Но чего же тут, собственно говоря, размышлять, когда и так все понятно. Партия требует, - значит, нужно.
Я ответил:
- Согласен, товарищ военный комиссар.
Как - то в перерыве между занятиями я зашел в курилку. Народу - не протолкнешься. Смех, говор, шутки. Смотрю: курсант Зимников, обычно веселый и общительный паренек, стоит в стороне и уныло вертит свою закрутку. Вижу: грустит курсант. С чего бы, думаю. Вспомнил, что недавно раздавали письма. Подошел к Зимникову, разговорились. Действительно, курсанта расстроило письмо из дома. Семья его - в колхозе. Живут хорошо, но кое в чем все же нуждаются. Выяснил, что льготами, предоставленными государством семьям красноармейцев, семья Зимникова не воспользовалась. Предложил ему написать докладную на имя политрука.
Так и сделали. Докладную передал политруку, тот отнес ее комиссару части. Через несколько дней Зимников примчался сияющий и оживленный. Получил из деревни письмо, в котором сообщалось, что семье предоставили льготу...
Случай с Зимниковым заметно поднял мой авторитет в подразделении. С заявлениями ко мне стали обращаться и другие. Пришел курсант Демченко. Уезжая в Красную Армию, он не смог получить на своем предприятии причитающихся ему сверхурочных. Помог парню. Отнес его докладную политруку. Через прокурора добились уплаты сверхурочных.
. Решил приналечь на самообразование. Столько вопросов каждый день задают! Не успеваешь и отвечать. Взял в библиотеке трехтомник Ленина - Сталина. Засел за эти книги основательно. Прочел «Поднятую целину», «Хлеб». Попросил разрешения съездить домой, в деревню Крюково: там у меня много книг осталось. Привез всю свою домашнюю библиотечку. Соседи по койке, увидев книги, попросили почитать. Охотно дал. Учел, что специально в библиотеку, может быть, кое - кто и не пойдет, а если у соседа книгу увидит, да еще интересную, обязательно, попросит. Стал пополнять свое книгохранилище.
Скоро чуть ли не весь взвод стал абонироваться в моей «публичной библиотеке».
Очень тревожусь за Шаренкина и Селезнева. Большинство курсантов радиовзвода неплохо успевает в политической учебе, а эти двое всегда забывают, ответить групповоду толком не могут.
Вчера с Шаренкиным разговаривал часа полтора:
- Почему отстаешь по политподготовке?
- Память плохая. Не успеваю всего запомнить.
- А конспект умеешь составлять?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.