Николай Гаврилович Чернышевский, «великий русский социалист домарксова периода», как называл его Владимир Ильич Ленин, был замечательным революционером, человеком необычайной, кристальной чистоты и честности, человеком, отдавшим всю свою жизнь на служение народу и справедливости. И Маркс и Ленин глубоко уважали и ценили Чернышевского.
Николай Гаврилович Чернышевский родился 24 июля 1828 года в семье саратовского священника. Он окончил духовное училище, а затем поступил на филологическое отделение Петербургского университета. Университетские годы положили начало увлечению Чернышевского утопическим социализмом Сен - Симона и Фурье.
Окончив университет, Чернышевский некоторое время учительствовал, а затем стал сотрудником и фактическим редактором журнала «Современник», издававшегося в Петербурге Панаевым и Некрасовым.
Чернышевский был исключительно одаренным человеком и одним из культурнейших людей своего времени. Он был пламенным трибуном крестьянской революции и талантливым беллетристом, крупнейшим экономистом и автором замечательных прокламаций, литературным критиком и публицистом.
До конца своей жизни Чернышевский был и оставался последовательным революционером - демократом. «Чернышевский был социалистом - утопистом, который мечтал о переходе к социализму через старую, полуфеодальную, крестьянскую общину, который не видел и не мог в 60 - х годах прошлого века видеть, что только развитие капитализма и пролетариата способно создать материальные условия и общественную силу для осуществления социализма. Но Чернышевский был не только социалистом - утопистом. Он был также революционным демократом, он умел влиять на все политические события его эпохи в революционном духе, проводя - через препоны и рогатки цензуры - идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей» (Ленин. Соч. Т. XV, стр. 144).
В 1863 году Чернышевский выпустил свой роман «Что делать?» В этом замечательном произведении Чернышевский стремится показать путь, который приведет человечество к новому обществу. В романе Чернышевский рассказывает о мастерских, организованных Верой Павловной. Эти мастерские - ячейки будущего общества, производственные коммуны, основанные на началах всеобщего равенства и братства. Великий утопист Фурье также считал, что путь к коммунизму идет через фаланстеры - общежития работающих равноправных членов общества. Идеи Фурье нашли свое яркое отражение в романе «Что делать?» В этом же произведении Чернышевский смело говорит о равноправии женщины, о праве женщины па свободную любовь, о борьбе за женскую самостоятельность.
Выступая против буржуазного общества и его фальши, Чернышевский создавал образы новых людей. Глубоко принципиальный, правдивый, Чернышевский сам всей своей жизнью дал образец того нового человека, о котором он писал. Беззаветная преданность делу народа, скромность, трудолюбие, безграничное уважение к женщине, полное отсутствие лицемерия, ханжества, притворства, беспощадная суровость к врагам, непримиримость к лжецам и трусам - вот качества, отличающие Чернышевского.
Чернышевский ненавидел самодержавие, ненавидел помещичий и капиталистический строй. В письме к Герцену он писал: «Зовите Русь к топору и помните, что сотни лет губит Русь вера в доброе намеренье царей». Не мудрено, что самодержавие - помещики, капиталисты, чиновники - ненавидело и боялось Чернышевского.
В июле 1862 года Чернышевский был арестован и заключен в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. 19 февраля 1864 года сенат вынес приговор по его делу: «Отставного титулярного советника Николая Чернышевского, 35 лет, за злоумышление к ниспровержению существующего порядка, за принятие мер к возмущению и за сочинение возмутительного воззвания «К барским крестьянам» и передачу оного для напечатания в видах распространения - лишить всех прав состояния и сослать на каторжную работу на рудниках на 14 лет, а затем поселить в Сибири навсегда».
31 мая на Мытнинской площади в Петербурге у позорного столба над Чернышевским был совершен издевательский обряд гражданской казни.
1 июня Чернышевский был отправлен в Сибирь. 19 лет провел Чернышевский в тяжелой сибирской ссылке. Но ни сибирская ссылка, ни нищета, ни одиночество не сломили духа великого революционера и борца: больной, всеми забытый, Чернышевский продолжал работать и творить, продолжал отстаивать свои взгляды.
После возвращения из ссылки, в ночь на 29 октября 1889 года, Чернышевский скончался.
Вся мыслящая, вся революционная Россия содрогнулась при известии об этой смерти. Петербургские студенты совместно с представителями рабочих кружков устроили в Петербурге гражданские панихиды. Такие же собрания молодежи состоялись и в других городах России.
Исполнилось ПО лет со дня рождения Николая Гавриловича Чернышевского. Образ его, образ революционера и замечательного человека, живет в сердцах людей, и советская молодежь чтит его светлую память.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.