Вполне естественно, что рано или поздно должна была возникнуть мысль о том, как приспособить находку студентов к насущным потребностям школы. Сама жизнь, казалось бы, подсказывала нужное решение: на основе уже имевшегося опыта вожатых-производственников, на базе комсомольских организаций заводов, фабрик и строек, научно-исследовательских, проектных и учебных институтов, культурно-просветительных и торговых учреждений, коммунально-бытовых предприятий можно создать педагогические отряды, более представительные по своему составу (имелось в виду не только число их участников, но и профессиональная принадлежность бойцов), что уже само по себе позволит предположить более широкий круг задач, который мог решить такой педотряд. От подобного союза разных профессий, объединенных педагогической целью, должны были выиграть и школа и шефы. Школа получала надежную, постоянную помощь в организации внешкольной, кружковой работы, создании спортивных секций, проведении различных мероприятий. Педотряды должны были разгрузить учителей, взять на свои плечи часть их нелегкой ноши.
Не оставались внакладе и шефы. Формирование педотрядов шло по «географическому» признаку, когда комсомольцы предприятий и учреждений становились шефами школ своего микрорайона, в которых учились дети их же сотрудников. Одно такое сближение «отцов и детей» обещало дать определенный педагогический эффект. А ведь предполагалось, что дружба шефов и подшефных будет носить более тесный, чем прежде, характер, потому что школьники смогут часто посещать своих старших товарищей прямо на работе, а те, в свою очередь, приходить в школу на занятия, пионерские сборы, комсомольские собрания.
Немалое значение должно было иметь и то обстоятельство, что воспитатели и воспитуемые были близки по возрасту, а это расширяло круг общих интересов, сближало обе стороны, делало их контакты непринужденными, как и положено у сверстников.
Было еще одно существенное «за». Тесное общение школьников с новыми друзьями, пришедшими к ним «от станка», должно было, как полагали, исподволь помочь в решении проблемы профориентации, повернуть, так сказать; старшеклассников лицом к производству, тем профессиям, которые ими считались непрестижными, но были необходимы народному хозяйству.
Учительские коллективы, состоящие ныне в основном из женщин, ко всему прочему надеялись, что бойцами педотрядов будут в основном парни, и это благотворно скажется на воспитании подростков и организации таких форм внеклассной работы, которые под стать только мужчинам.
Короче, во всей идее виделись только положительные стороны, поэтому все были «за»…
В комитете комсомола одного из ведущих ростовских предприятий меня познакомили с трехлетней давности приказом генерального директора, в соответствии с которым «в интересах постоянной связи завода с подшефными школой и техническим училищем», закреплялись конкретные цехи и комсомольско-молодежные бригады предприятия за определенными классами и учебными группами. Приказ предусматривал «заключение «коллективных договоров содружества», где оговаривались «взаимные права и обязанности по воспитанию достойной смены рабочего класса», а также мероприятия «по оказанию тематической, материальной и шефской помощи». Предусматривал приказ порядок подведения итогов подобного соревнования и поощрения для лучших бойцов педотрядов. И расходные статьи, по которым эти поощрения должны были выделяться.
Приказы, подобные этому, можно было прочесть и на других предприятиях и в учреждениях города. Их появление показывало, сколь серьезны были принятые решения о педотрядах, и, разумеется, они в значительной степени способствовали тому, что новая интересная инициатива очень быстро набрала хороший рабочий ритм.
Можно было бы привести массу примеров того положительного, что привнесли в жизнь школьных коллективов вновь созданные педотряды, назвать много новых форм содружества производственных и школьных коллективов. На заводе «Красный Аксай», например, было придумано соревнование, в котором участвовали, если выразиться спортивным языком, объединенные команды школьников и цеховых бригад. Подшефный класс и шефствующая бригада были как бы одной командой. Их успехи на производстве, в школе, в общественной жизни стали общим результатом, итоги которого подводились еженедельно, о чем сообщалось в специальных бюллетенях. Главный итог соревнования подводили в конце квартала, а победителям и призерам вручали соответствующие грамоты и подарки.
Понятно, что в этом мероприятии было много от игры. Но для школьников эта игра шла всерьез, и своей искренностью, желанием не подвести старших товарищей она зажигала и шефов. Кстати, дух спортивной борьбы заставлял школьников горячо интересоваться трудовыми делами «своих» бригад, исподволь и ненавязчиво прививая им интерес к делам завода и производства вообще.
Этому же служат и совместные субботники, которые многие коллективы проводят на предприятиях. Пока «старшие» стоят у станков, «младшие» убирают заводскую территорию, цехи, сажают деревья. Чувство причастности к делу взрослых – серьезный педагогический фактор, который опять-таки рожден педотрядами.
И все-таки...
Беседуя в разных школах города с их директорами, завучами, преподавателями, старшими пионервожатыми, я всякий раз улавливал в их словах одни и те же нотки известного разочарования нынешним положением вещей. Столкнувшись с этим в первый раз, я удивился. Но когда это настроение стало повторяться в каждой следующей школе, попытался разобраться в его причинах. Ведь я посещал коллективы, где шефская работа была поставлена в свое время наилучшим образом, и педотрядовцы сумели достигнуть значительных успехов. Если в последний период наметился спад в их активности, то чем это объяснить: случайностью или определенными объективными причинами?
Короче, в каждую очередную школу я шел уже с заранее продуманными вопросами, главным из которых был: какую оценку вы поставили бы вашему педотряду за его работу? Разумеется, задавал я его не сразу, а предварительно подробно поговорив о массе других вещей.
Как ни странно, все, с кем довелось обсуждать эту проблему, на мой «главный» вопрос отвечали до удивления единодушно:
– Тройку.
Некоторые даже добавляли: «с минусом».
У нас как-то стало модным критиковать школу, учительские коллективы. Наверное, в их работе действительно есть недостатки, как в работе любых иных специалистов. Но, знакомясь с ростовскими школами, я лишний раз убедился, насколько наши учителя педагогичнее всех нас, людей со стороны. Ставя посредственную оценку своему педотряду, каждая моя очередная собеседница (увы, ни с одним мужчиной-педагогом на эту тему мне так и не посчастливилось поговорить) считала своим долгом обязательно добавить:
– Но есть среди них замечательные люди...
И тут же следовали имена, фамилии и характеристики, выдержанные в самых завидных комплиментарных тонах, рекомендации обязательно встретиться с этими товарищами. Это не было вызвано желанием соблюсти некий баланс оценок, а диктовалось педагогической объективностью, желанием помочь делу. Именно благодаря школьным работникам я смог познакомиться впоследствии с интересными личностями из педотрядов и понять, на чем зиждется их авторитет среди подростков, почему у них получается трудное дело, которое другим оказывается не по плечу.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.