Воспитай себе друга

Леонид Плешаков| опубликовано в номере №1321, июнь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Как-то так получилось, что из комсомольской инициативы, которую по идее должны направлять и контролировать главным образом райкомы ВЛКСМ, это дело незаметно переросло еще в одну нагрузку для школьного педагогического коллектива, за которую он должен отчитываться по всей форме перед вышестоящими инстанциями. А отчитываться школе приходится и так за многие инициативы, придуманные, подхваченные и одобренные в последние два года: агитбригады, педагогический всеобуч, клуб выходного дня, эстетический всеобуч, шахматный всеобуч и так далее – всего девять новых починов, и об активном участии в каждом школа должна доложить. А еще учить детей, и учить педотрядовцев тому, как нужно учить детей. Как говорится: дальше некуда.

Не во всем оправдались несколько радужные представления и о профориентирующих способностях педотрядов. Профориентация – дело серьезное. Оно ведется и дома, и в школе, и на улице. Агитировать за ту или иную профессию (или против нее) может, если хотите, и пример преуспевающего соседа из квартиры напротив, и случайно прочитанная книга, и новый телефильм, и... приходящий один раз в две недели боец педотряда. Количество информации, которую получает школьник о профессии из «внешнего» мира и из собственной семьи неизмеримо превосходит все, что может рассказать о своей работе старший друг – вожатый. Тем, более, что ему приходится в основном оперировать словами, а не делом. Частые посещения места работы вожатого на практике оказались розовой мечтой. Современное производство меньше всего приспособлено для спонтанных экскурсий такой трудно управляемой публики, как подростки. Даже взрослому рабочему при поступлении его на производство вначале читают минимум по технике безопасности, а потом уже допускают к станку. Кстати, старшеклассники, проходящие еженедельную производственную практику в учебно-производственных комбинатах «Ростсельмаша» и других предприятий сначала изучают технику безопасности, а уж потом допускаются в учебный (!) цех.

Да, и так ли уж необходимы эти регулярные паломничества школьников на рабочие места вожатых? Думаю, нет. Если они хоть раз видели, как их старший товарищ руководит работой сложнейшего станка, ведет расчеты на современной ЭВМ, собирает комбайн, проектирует новую машину – этого будет достаточно, чтобы проникнуться уважением к нему и его делу. Хотя это вовсе не значит, что это дело будет избрано школьником в качестве собственной профессии.

В нескольких классах я спрашивал, кем со временем хотят стать ребята. Никто не назвал специальности своего шефа, хотя я бывал в тех классах, где этих шефов уважают. Точно так же старшеклассники не связывали свое будущее с профессией, которую они получали в учебно-производственном комбинате, хотя о своей работе (изделия идут в сборку!) они рассказывали с восторгом.

Итак, педотряд. Новая форма, которая не только много дала при организации шефства производственных коллективов над школой, но и поставила немало вопросов и проблем.

Дело это сложное, но интересное и благодарное.

Вот ответы десятиклассников школы № 12 о своих вожатых с завода «Красный Аксай» токаре Иване Будареве и инженере-технологе Алексее Шаньшине. (Им обоим по 26 лет, Иван сейчас учится на третьем курсе заочного института, Алексей получил высшее образование тоже заочно, когда работал на заводе шлифовщиком.)

Я спросил, за что школьники уважают своих вожатых, и услышал:

— Они умеют хорошо работать, их имена на Доске почета.

— С ними интересно и в турпоход ходить, и в кино, и на завод, так они много знают.

— Мы с ними на «ты», потому что мы почти что одно поколение. Это помогает говорить более искренне. Старшему товарищу порой можно доверить больше, чем родителям или учителю.

— Они к нам относятся по-доброму и на равных: не свысока и не заискивают.

Хотели бы они быть похожими на своих вожатых?

– Да!

А продолжить с ними дружбу и после школы?

– Конечно.

И это говорят молодые люди того возраста, когда все подвергается сомнению.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены