Продолжаем разговор о проблемах самодеятельной песни
Это был настоящий праздник. Двое суток в лесу под Харьковом звучали гитары и не смолкали песни: Украина и Молдавия проводили очередной слет клубов самодеятельной песни (КСП). Организатор – Харьковский горком комсомола. На слет приехали авторы и исполнители, представляющие почти 50 клубов страны, делающих одно благородное дело, – пропаганда самодеятельной песни, ставшей неотъемлемой частью культурной жизни советской молодежи.
– Я в клубе относительно недавно – около года. Всего нашему клубу пять лет. Объединяем любителей самодеятельной песни, считаемся отделением дискотеки при ДК имени Ленина. Уже сложился определенный круг постоянных слушателей и почитателей.
Мы выступали в вузах Ворошиловграда перед иностранными делегациями, на фестивале в Славяногорске с песнями о войне.
Планы? Хотим стать областным клубом с филиалами в близлежащих городах, проводить в вузах конкурсы, чтобы помочь одаренным ребятам раскрыть свои способности. Помочь мы им в состоянии: у нас существуют гитарные студии. С удовольствием посоветуем, дадим послушать магнитофонные записи. В общем, к нам тянутся.
Таких молодых клубов в стране очень много. Они начинают не на пустом месте: есть основа – песни признанных авторов, таких, как Б. Окуджава, Н. Матвеева, В. Высоцкий, Ю. Визбор. Но ведь надо не копировать манеру исполнения, не жевать уже пережеванное, а уметь сказать свое. Это непросто.
Говорят, что песня как птица: одно крыло у нее стихи, другое – музыка. Если одно крыло короче другого, птица не полетит. Это прекрасно, когда самодеятельные авторы смело берут поэзию Н. Рубцова, Э. Багрицкого, Э. Межелайтиса, Омара Хайяма. Но обратная сторона медали – стремление работать на «готовеньком». Поют гости слета – красноярцы. В. Гюго, перевод П. Антокольского. Красивые, но немного холодноватые, должно быть, слишком «литературные» слова. Тут-то и оказывается, что не всякая, пусть даже классическая, поэзия может стать песней.
А вот и тот самый случай, когда текстовое крыло короче музыкального:
До свиданья, до свиданья, дай мне руку на прощанье.
Завтра – снова расставанье, встречи будут впереди.
Далеко пускай мы будем, дружбы нашей не забудем,
Нипочем ей расстоянья. До свиданья, до свиданья.
Согласитесь, похоже на пародию. Или такая «душераздирающая» строчка: «Страсти океан во мне пенится...» Вот из-за такого рода «грязи» порой говорят: мол, кому и зачем она нужна, эта ваша песня?
Теперь о музыкальном крыле, музыке. В самодеятельной песне, на мой взгляд и по мнению многих энтузиастов, с которыми я беседовала в Харькове, музыка призвана органически обрамлять текст, помогать ему лучше доходить до слушателя. Если попробовать отдельно взять текст, то станет особенно ясно: песня, претендующая на мысль, не может базироваться только на ритме, мелодии, хотя могут нести и слова просто подсобное значение. Цену популярности определяет время. Помните, как гремели когда-то «Ландыши», «Мой Вася»? Пришли и ушли.
Почему же тогда нам не кажутся архаичными песни юности наших родителей? Мы поем «Листопад» Ады Якушевой, и кажется, что он написан про нас. Потому что, как бы мы ни хорохорились, говоря, что далеко ушли вперед, что у нас все свое, интересы свои и иной взгляд на жизнь, но все-таки нравственные ценности у старшего и нашего, младшего, поколения одни, а чувства вечны.
Размышляя о времени, Сильва Капутикян недавно писала: «Думаю ему (нашему времени. – М. Р.) свойственны глубинность и боязнь упрощенчества, а простота видится как итог осмысленной и прочувствованной сложности. Не только столкновение контрастных цветов... но и чуткое распознание оттенков». В этом смысле лучшие самодеятельные песни, песни так называемых «бардов» и «менестрелей» – дитя времени. Крикливая парадность, громкость не помогут разобраться в себе. Больше скажет слушателю ненавязчивая мелодия, негромкий голос, неморализаторский текст. Человек с гитарой поет вроде бы и про себя и про тебя в то же время. Это уроки размышления над жизнью, волна его души, проникающая в твою душу. Это толчок к самопознанию, постановка вопросов, поиск ответов на них. Песни «бардов» сыграли свою роль в воспитании уже не одного поколения.
– У меня все началось с КВН, где я пробовал немного писать стихи для программ. Вроде бы получалось. Песни писал для себя. А потом приятель посоветовал зайти в клуб.
Основная площадка нашего клуба «Пангея», где мы выступаем почти каждую неделю, – молодежные кафе. Там же существуют киноклуб, джаз-клуб, дискотека. Многие удивятся: как так? Дискотека и КСП – рядом? Мы против мнения, что дискотека и самодеятельная песня несовместимы. Все зависит прежде всего от качества репертуара. Организуются дископрограммы самодеятельной песни, и надо сказать, что ничего плохого в этом нет. Вообще мне кажется, что музыка в самодеятельной песне сейчас подтянулась. И сама песня стала сильнее. Другое дело – когда молодые люди трясутся в танцзале под такие песни, как «Моя звезда», написанная моим коллегой – математиком из Москвы А. Сухановым на стихи Иннокентия Анненского.
Что мы хотим для клуба? Во-первых, у нас трудно с записями, есть частные фонотеки, которые необходимо объединить. Для песенного клуба – дело первостепенной важности. Из творческих планов? Мы задумали программу песен о войне, написанных теми людьми, которые войны не видели. Хотим доказать, что молодые авторы не хуже понимают, что тогда было, что это для них тоже глубоко личностное. Ведь и «Война и мир» написана отнюдь не очевидцем Бородинского сражения. Хотелось бы побольше поездить по стране, побывать на представительных слетах. большая доброжелательная аудитория очень поддерживает. Только что рядом сидел молодой человек, девушка, и вот они уже перед тобой поют свои песни. Тем более интересна их реакция на то, что поешь ты, твои друзья.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.