Воспитай себе друга

Леонид Плешаков| опубликовано в номере №1321, июнь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Нынешней весной восьмому «В» было задано сочинение на вольную тему «Друг моего детства». Будто сговорившись, весь класс написал об одном человеке: переплетчице типографии производственного объединения «Ростсельмаш» Ольге Еритенко.

За что такая завидная честь? Почему тридцать четыре мальчишки и девчонки «трудного», по мнению родителей и педагогов, переходного возраста почти слово в слово повторяют в своих тетрадках: «У нашего класса есть самый лучший друг – наша вожатая Оля»?

Ответы тут же, в сочинениях.

«Я могу с точностью сказать, что Оля поможет мне в любую минуту».

«Мне кажется, она живет по единственному принципу, который является стремлением ее души: быть отзывчивой».

«В минуту грусти и в минуту радости она с нами рядом».

«Она организовала и проводила у нас кружок «Берегите книгу», учила подклеивать, обновлять, переплетать учебники».

«Благодаря ей мы многое узнали о нашей стране».

«Когда мы приходим к ней на работу, она встречает нас приветливой и доброй улыбкой».

«К Новому году нам надо было поставить сказку. Долго мы не могли решить, какую выбрать, кто будет играть, где брать костюмы. Но вот пришла Оля – и сразу все решилось: нашлась сказка, исполнители, придуманы костюмы. Она подсказала, какие лучше сделать декорации. На новогоднем вечере мы выступили хорошо и заняли первое место, а затем показали нашу сказку в типографии у Оли. Вот какая у нас вожатая».

Эта дружба началась осенью 1979 года, когда на «Ростсельмаше» стали создавать педагогические отряды, и комсомольцам механосборочного производства и заводоуправления поручили шефствовать над средней школой № 20. Девятнадцатилетняя Оля Еритенко была в то время групкомсоргом типографии, ей и ее тринадцати товарищам по первичной организации достался шестой «В» этой школы.

Оля возглавила экскурсии своих подшефных на «Ростсельмаш» и к себе в типографию. За три года она побывала с ними во всех музеях и театрах Ростова. Как-то пригласила на пионерский сбор ветеранов Первой Конной армии, а потом со всем классом съездила на родину легендарного командарма Семена Михайловича Буденного. Бывали у них в гостях ветераны войны и труда, писатели и поэты Дона. Этим летом восьмой «В» собирается совершить туристическую поездку в Ленинград. Программу экскурсии ребята вместе со своей вожатой начали обсуждать чуть не с зимы.

Можно было бы еще долго перечислять мероприятия, которые они уже осуществили, и те, что наметили на будущее. Однако главным достижением этих трех лет является, на мой взгляд, дружба между школьниками и их более старшими товарищами, их, если можно так выразиться, взаимное внимание друг к другу. В типографии есть стенд «Мы и наш класс», его фотографии и короткие тексты рассказывают о жизни и делах подшефных. Стенд в восьмом «В» называется «Наши шефы» и посвящен производственным успехам старших. Восьмого марта и двадцать третьего февраля школьники приходят в типографию, чтобы поздравить женщин и бывших воинов с праздниками. Ни одно классное торжество не проходит без участия представителей типографии.

В горкоме ВЛКСМ Олю Еритенко мне характеризовали как одного из лучших бойцов-педотрядовцев Ростова-на-Дону, с опытом работы которых следовало познакомиться более подробно. Я послушался доброго совета, встречался с некоторыми из них, беседовал с их подопечными, разговаривал со школьными преподавателями. Полученная информация дала возможность в известной степени проследить и понять некоторые закономерности, которые присущи педотрядам как одной из форм воспитательной работы с подростками, дала пищу для определенных размышлений на эту тему.

Когда пытаешься поглубже вникнуть в суть деятельности педотрядов, неожиданно замечаешь, что комсомольская группа (бригада, производственный участок), шефствующая над таким-то классом такой-то школы, постепенно выклинивается в какого-то определенного члена этой группы (бригады, участка), персонифицируется в нем. Отсюда и понятие «шефы», имеющее признаки множественного числа, чаще всего воплощается в отдельную конкретную личность. Самое удивительное, что лучше и тоньше всех это понимают и чувствуют подшефные. Как уже говорилось, восьмой «В» приняла под свое крыло вся комсомольская организация типографии. Об этом говорит и стенд, оборудованный в классе. Однако сочинение восьмиклассники написали не о «шефах» вообще, а об Оле Еритенко, назвав именно ее самым лучшим другом детства.

Для того, чтобы разобраться, почему происходит это, если можно так выразиться, смещение от общего к частному, насколько оно закономерно и какие несет в себе проблемы и задачи, стоит отступить на несколько лет назад, к моменту зарождения педотрядов.

Инициаторами их создания были студенты Ростовского пединститута. Это они весной 1974 года на отчетно-выборной комсомольской конференции решили создать педагогический отряд для работы во время летних каникул в школах, пионерских и трудовых лагерях, на детских площадках. Студенты и раньше вели подобную шефскую работу, однако новая форма организации практики давала известные преимущества в сравнении с прежним положением. Педотряд имел определенную организационную структуру, которая позволяла вести насыщенную внутриотрядную жизнь, разрешала наладить обмен опытом между студентами-практикантами и при необходимости давала им возможность обращаться за помощью к своим более опытным товарищам. Другими словами, такое организационное построение летней практики должно было помочь не только школам, лагерям, детским площадкам, но еще в большей степени самим студентам в их педагогическом и профессиональном становлении.

Опыт удался. Поэтому постановили, что со следующего года институтский педотряд будет действовать круглогодично. Сейчас он объединяет 1600 студентов, которые являются бойцами девяти факультетских и двух специализированных отрядов.

Участие студентов первого, второго и частично третьего курсов в таких отрядах обязательно, приравнивается к педпрактике, что учтено, кстати, еженедельным учебным расписанием. Каждый отряд имеет своего куратора с кафедры педагогики. Последние читают бойцам введение в специальность, помогают разобраться со всякими возникающими вопросами.

Нетрудно заметить, что при всем положительном, что давала новая форма школе, главной ее задачей оставалось все-таки воспитание и подготовка будущего квалифицированного педагога.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

...Мы поспорим!

Рассказ

Песню сделай сам

Продолжаем разговор о проблемах самодеятельной песни