Один сделал больше, другой меньше, третий еще только собирается, ищет точку приложения сил и способностей. Но каждый стремится внести свой вклад.
Привычное понятие - трудовой вклад - становится особенно осязаемым, когда в эти дни ходишь по цехам горьковского автогиганта.
Вклад Петра Целищева, белокурого юноши, что так сосредоточенно сверяет с чертежом изготовленную им модель, - выполнять нормы на моделях для «Волги» не менее чем на двести процентов.
Вклад Аркадия Крутова, фрезеровщика - скоростника, - пользуясь скоростными методами, обрабатывать на станке штампы в десять раз быстрее, чем это делалось раньше.
Молодой конструктор сектора режущих инструментов Николай Душкин при первом знакомстве кажется чуть мрачноватым, флегматичным - прямая противоположность говорливому Крутову. Но юношеского пыла в работе у него не меньше. Спросите у Душкина, что он сделал для «Волги». Конструктор помолчит, подумает, ответит: «Пока немного». А погодя расскажет о разработанных им чертежах оригинального приспособления для автоматической обточки многоступенчатых валиков.
Что это даст? Сократит время обработки, высвободит оборудование. К тому же конструкция довольно простая, ее можно приспособить для обработки любой детали.
- Необходимо подчеркнуть, - говорит Душкин, - что идея приспособления родилась в нашей лаборатории резания, я же только конструировал. - И он добавляет с мягкой, чуть смущенной улыбкой: - Пришлось, правда, попыхтеть. Месяца полтора провозился. Сейчас занят другим делом, тоже для «Волги». Но об этом пока еще рассказывать рановато...
Настя Шилина - работница отделочного участка литейной № 2. Товарищи по цеху называют эту девушку универсалом. Она успешно выполняет любую операцию на участке, а их около тридцати. Выработка Шилиной доходит до двух норм в смену.
Среди молодежи Горьковского автозавода много таких отличных передовиков - производственников. Попробуй, перечисли имена лучших, когда одних только комсомольцев здесь больше девяти тысяч!
Сегодня эта юная армия ведет бой за «Волгу». Заводской комитет комсомола смело можно назвать штабом молодежного трудового наступления; он нашел хорошую форму и агитации, и мобилизации людей, и учета того, что они дали производству.
В руках у Славы Моисеева, лекальщика, заместителя секретаря комсомольской организации цеха крепежа и прессформ, я увидел книгу, о которой хочу рассказать.
Книга солидная, с рисунками, формулами и чертежами, и называется она «Практика профильного шлифования». В ней изложен опыт, накопленный на Горьковском автозаводе; отдельные главы посвящены описанию методов передовых лекальщиков - Еранова, Ковалева и других новаторов.
Полезное пособие, и нет ничего удивительного в том, что им заинтересовался Слава, молодой лекальщик, только недавно после десятилетки начавший свой трудовой путь. Особенно привлекает молодого читателя то, что автор книги «свой, совсем свой, не только с автозавода, но даже вот отсюда, из нашего корпуса, Камышев Павел Александрович, инженер. Знаете?»
Да, я знаю этого седого спокойного человека с румяным моложавым лицом. Знаю, каким уважением пользуется он в коллективе.
А знаешь ли ты, Слава, как жил и рос этот человек? Вот слушай.
Павел Камышев - потомственный нижегородский рабочий; двенадцати лет, едва окончив начальную школу, он пошел в люди, стал работать по найму. Чего только он не делал! Даже трубы чистил на волжских пароходах, а за эту окаянную работу брались только с голодухи да с отчаяния. Потом попал на Сормово, обучился ремеслу, стал лекальщиком. Когда весной 1930 года на пустыре за Нижним Новгородом был заложен фундамент будущего автозавода, Павел с группой сормовичей пришел на стройку. Воздвигал завод, а потом был послан в США, к Форду, за опытом. Вернулся - руководил лекальным отделением в инструментальном цехе. Перед самой войной без отрыва от производства окончил институт, получил диплом инженера - механика.
Таковы в самых общих чертах вехи жизненного пути инженера Камышева.
Жизнь, неразрывно связанная с заводом и как бы знаменующая собой его постоянное, непреодолимое движение вперед, к высотам технического прогресса. В те времена, когда автозавод выпускал «газики» и «эмки», Камышев был лекальщиком. Теперь, когда из ворот выходят лакированные «ЗИЛЛы», а на очереди красавица «Волга», инженер Камышев пишет книгу, конденсирует и свой опыт и опыт славных передовиков производства.
Вот с кого надо «делать жизнь», Слава. Такими людьми, выращенными Коммунистической партией, крепок автозавод.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.