Стремительность, быстрота, изящество, легкость и благородство форм - все сосредоточилось в этой фигурке оленя, отлитой из металла.
Есть что - то значительное, даже символичное в том, что бегущий олень поставлен над радиатором новой легковой машины «Волга», которую готовит к выпуску Горьковский автомобильный завод. Ведь олень изображен на старинном гербе Нижнего Новгорода, правда, не такой - не стремительный, а статичный, застывший. А ныне он устремлен вперед, как бы олицетворяя наше стремительное время, нашу молодость, наш порыв в борьбе за технический прогресс.
Этому оленю предстоит исколесить немало дорог - и в Советской стране и за ее рубежами: «Волга» готовится в путь.
В нынешнем году завод должен выпустить тысячу автомобилей новой марки, а с 1957 года «Волга» пойдет на поток и полностью заменит работягу - «Победу», машину заслуженную и популярную.
Естественно, что «Волга» должна быть лучше «Победы» и по конструкции, и по ходовым качествам, и по красоте, и по экономичности, и по прочности, и по удобству вождения. Создать современную, высокую по классу и сравнительно недорогую машину - вот задача, которую решает сейчас многотысячный коллектив завода.
Хотя конструкция «Волги» утверждена, но в ходе испытаний опытных образцов перед конструкторами встают все новые и новые вопросы, возникают новые решения. Технологи, работники лабораторий, модельщики, литейщики, инструментальщики, кузнецы паровых молотов, механосборщики, кузовщики тоже ищут новые пути, находят их - и снова ищут.
Все, вернее, почти все, трудятся над «Волгой» (в производстве деталей новой легковой машины будут участвовать тридцать четыре цеха и отдела завода).
«Волга» владеет умами автозаводцев. О ней говорят у рабочих мест, на собраниях и совещаниях, в общежитиях и столовых. Транспаранты пересекают пролеты цехов: быстрее, время не ждет! Заводское радио, многотиражка, стенгазеты, «молнии» напоминают: надо торопиться, множить усилия! Коммунисты и комсомольцы на специальных собрания актива придирчиво обсуждают ход подготовки производства, вникают в технику, в экономику.
Сроки выпуска «Волги» приближаются, а работы непочатый край.
Организация производства «Волги» ни на миг не должна затормозить налаженный производственный ритм завода. С конвейеров один за другим сходят грузовики, «ЗИМы», «Победы», вездеходы «ГАЗ - 69», санитарные машины - блещущая яркими красками, шуршащая по асфальту резиной шин, быстроходная продукция Горьковского автозавода. И наряду с этим, параллельно, налаживается выпуск «Волги».
Чтобы яснее представить, что кроется под этим простым словом - «параллельно», достаточно зайти хотя бы в моторный цех № 2. Коллектив этого цеха в третьем квартале должен завершить план 1956 года и первого полугодия 1957 года по производству двигателей «ГАЗ - ММ» и запасных частей к ним, а в четвертом квартале - подготовить производство двигателя для «Волги». Вот почему переход на выпуск новой машины означает для автозаводцев и новый подъем производительности труда, и более совершенную организацию производства, и взлет технической мысли. Тут закономерно обнаруживаются и «узкие места», и недостатки руководства, и всякие недоделки. С ними можно было кое - как мириться раньше - с ними надо решительно покончить сегодня, иначе... иначе трудно будет завоевать победу.
Новая машина - это как бы сгусток творческой, трудовой энергии тысяч и тысяч работников автозавода, результат их раздумий, поисков, усилий.
Взгляните: вот стоит она у стены конструкторско - экспериментального отдела. Радует глаз совершенство форм, блеск металлических частей, двухцветная элегантная окраска. И впереди - бегущий олень.
Пока это единственный утвержденный опытный экземпляр «Волги». Но очень скоро из заводских ворот одна за другой пойдут новые машины. Начнется массовое производство.
Итак, коллектив завода перешел в наступление. Возглавили его коммунисты и комсомольцы. Развернули большую агитационную и организаторскую работу, но прежде всего, разумеется, применили испытанное средство: личный пример.
Надо быть уж очень равнодушным, безразличным человеком, чтобы не подтянуться, когда видишь, что товарищ твой, сменщик, сосед по станку или чертежной доске, ушел вперед, перекрыл задание, придумал что - то новое, смастерил полезное приспособление. По его примеру ты начинаешь интенсивней трудиться, «шевелить мозгами», мастерить, а там, глядишь, и дело пошло на лад.
В горячем, творческом соревновании достигается общий подъем, решаются сложные производственные задачи.
И тут заводской комсомол обращается к молодому рабочему, конструктору, инженеру с вопросом:
- А ты что сделал для того, чтобы быстрее выпустить «Волгу»?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.