Внуки по переписке

  • В закладки
  • Вставить в блог

Московские волонтеры делают все, чтобы превратить старость одиноких людей в радость

«При каждой отправке письма или посылки я очень боюсь возврата. А когда получаю ответ, радуюсь, как в детстве: письма такие трогательные и добрые!».

Варя Юферева, 25-летний волонтер фонда «Старость в радость», каждый месяц пишет письма в дом престарелых - «своей», «увнучеренной» бабушке. Так волонтеры называют бабушку или дедушку, у которых есть «внук по переписке». Фонд находит одиноких обитателей дома престарелых, и раздает их адреса молодым волонтерам. Хотя бы раз в месяц они отправляют подопечным письмо или небольшую посылку.

«С какой искринкой в глазах он хвастался, что от вас посылочка пришла! Ведь это первая посылка в его жизни», - рассказывают потом медсестры волонтерам. «Внуков по переписке» сейчас насчитывается около тысячи - причем живут «внуки» не только в России, но и в Финляндии, США, Германии, Ирландии. Около полусотни молодых людей под эгидой фонда «Старость в радость» постоянно ездят по домам престарелых с концертами, при необходимости привозят памперсы, новые матрасы, ходунки и пр.

Но самое главное –общение. «Самое страшная болезнь — это одиночество, - говорит идеолог фонда Лиза Олескина. - Большинству стариков важно знать, что пусть где-то далеко, но у них есть близкий человек, который за них волнуется, переживает, который помнит о них».

«Построить новые дома престарелых – не нашего масштаба вопросы. А вот дать конкретной бабушке стимул к жизни, поделиться своей улыбкой, своим теплом, энергией, - это нам по плечу», - продолжает Варя Юферева. «Участие в волонтерской группе делает жизнь осмысленной и позволяет общаться с очень хорошими людьми», - рассказывает Юлия Бредун.

Почти все волонтеры примкнули к этому движению благодаря дневнику в ЖЖ, который завела Лиза Олескина. Впервые студентка филфака МГУ попала в дом-интернат в 2007 году в рамках университетской фольклорной практики. А потом написала в ЖЖ: «Давайте отпразднуем со стариками 9 мая!», откликнулось 30 человек. С этого все и началось.

В январе 2008 года волонтеры придумали своей организации название «Cтарость в радость», получили помощь от команды Сloudwacher, куда входят главы разных благотворительных фондов - 250 тыс. рублей. Этими деньгами оплачивали нужды нескольких домов престарелых.

Как правило, дирекция к ребятам сначала относится настороженно, а потом начинает настаивать на поддержке. Правда, не всегда – бывает, что присланные ребятами памперсы не используют и где-то складируют.

Волонтеры не могут отслеживать такие вещи – не вправе.

Но некая сила у ребят из фонда «Старость в радость» все же есть. Осенью 2009 года Лизе Олескиной стало известно о критической ситуации в доме-интернате в Яммском районе. Фонд привозил туда все нужные вещи, включая бойлер для бани, летом волонтеры ухаживали за стариками и делали в здании ремонт. Но радикально ситуация не менялась. Лизин клич о помощи в ЖЖ очень быстро попал в Топ Яндекса. Только после этого ситуация изменилась, дом престарелых закрыли, а стариков отправили по другим домам.

«Беда была не в финансировании, а в халатности. Деньги каким-то образом не доходили, а медсестры не оказывали медицинского ухода, поэтому бабушки и дедушки умирали», - вспоминает Лиза.

Всего у фонда «Старость в радость» - около сорока подшефных домов. Волонтеры навещают их раз-два в месяц. С каждым днем к программе подключается все больше людей, появились даже филиалы (организаторы проживают в Москве, отсюда же осуществляются «вылазки» в другие регионы). Среди волонтеров - молодые люди, 20-35 лет. Студенты, переводчики, филологи, журналисты, есть даже один специалист по физике ядерных реакторов и нераспространению ядерного оружия.

«Мы стараемся ездить по маленьким, сельским домам престарелых, куда артисты не добираются развлекать стариков, - рассказывает Лиза. - Поем песни, танцуем, общаемся со стариками, дарим сладости, потом идем к лежачим. В домах престарелых хорошее финансирование. А вот в палатах сестринского ухода, в больницах, сложная ситуация. Туда мы покупаем вещи, потому что у них, кроме нас, никого нет».

«У меня сердце екнуло, когда «моя» бабушка сказала, что у нее есть теперь смыл жизни и спасибо Господу за то, что он ей такое счастье послал», - рассказывает одна из волонтеров. «Он прислал мне свою фотографию. На обратной стороне – полустертая надпись: «На память маме. Болеслав». А ниже уже свежая надпись: «Для Маши» (для дочки моей)», - не скрывает слез другая.

Один слепой дедушка из интерната под Питером рассказывает всем, что он был гимнастом и потерял зрение, упав на выступлении под куполом. А директор приюта говорит, что дед был обычным сварщиком. Как дети в детских домах, которые говорят, что у них есть мама, папа, куча братьев и сестер, старики придумывают себе судьбы и… родню. «Старики - как дети, если с ними не заниматься, то быстро начинают деградировать, - объясняет Лиза. - А если с ними хотя бы разговаривать, то сознание сохраняется ясным дольше».

В будущем девочки собираются официально оформить фонд «Старость в радость» - это позволит найти более серьезное финансирование. А еще у девчонок есть мечты. Марина Кочевалова планирует создать в Москве Центр дневного пребывания для пожилых и инвалидов, а Лиза Олескина — открыть сельскую школу, где можно не только обучать, но и прививать детям любовь к старикам.

«Чем больше отдаешь, тем больше возвращается. Когда тебя что-то не устраивает в этом мире, надо не жаловаться и не ругать государство за чашечкой чая на кухне. Надо что-то делать, чтобы изменить этот мир в лучшую сторону», - резюмирует Варя Юферева.

…В одну из февральских суббот в вестибюле пансионата ветеранов труда №29 нас встречает дедушка с попугаем на плече. «Мы всегда ходим вместе», — объясняет он.

Отсутствие общения – самое страшное для стариков. Его пытается восполнить фонд «София». Фонд открыл программу помощи пенсионерам в 2004 году. Тогда, по воспоминаниям директора, Ольги Глуховой, в домах престарелых не было санитарок, медперсонала, волонтеры даже пролежни тогда лечили сами. Сейчас потребности в этом нет. В пансионатах – хороший ремонт, есть живые уголки, телевизоры, аквариумы.

Фонд опекает дом ветеранов кино, пансионаты №19 и 29. Волонтеры приходят для того, чтобы погулять с лежачими, поговорить, привезти «домашней» еды.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой теме

Бабушкин балет

История о том, как шведский режиссер выпустил на сцену обычных старушек вместе с танцорами-профи

Тренируйся, бабуля!

Открыты первые в мире хакерские курсы для тех, кому за 70

Назад в будущее

Стивен Хокинг заявил о возможности путешествия в будущее

в этом номере

Пять книг о старости

Выбор редакции

Пять фильмов о старости

Выбор редакции