Жан-Марк Бустамант

опубликовано в номере №1745, март 2010
  • В закладки
  • Вставить в блог

Старость как ступень для новых совершений

Жан-Марк Бустамант - «художественное лицо» Франции. Именно он практически всегда представляет эту страну на выставках мирового уровня. Например, недавно он представлял Францию на Венецианском биеннале современного искусства.

По сути, Бустамант для мировой арт-общественности – французский вариант нашего Файбисовича. Отличие заключается лишь в том, что у последнего все-таки живопись в форме фотографии, у французского же арт-деятеля фотографии – почти живописные работы.

Персональные выставки Бустаманта проходили в «Национальном центре фотографии» (Париж), в галерее «Тейт» (Лондон), в фонде Appel (Амстердам) и на многих других площадках мирового уровня. Однако первая ретроспективная выставка художника, на которой собраны работы за тридцать лет его творчества, прошла именно в нашей стране.

Как утверждает сам маэстро, в силу «хорошего стечения обстоятельств». Дело в том, что 2010 год объявлен годом Франции в России. Именно по этой причине к нам и «привезли» Бустаманта. Организаторами выставки выступили культурный Фонд «Екатерина» и французское посольство.

Потеряться в пространстве

Бустамант – «мастер на все руки». В свое время он увлекался и инсталляциями, и живописью, но главным направлением в его творчестве всегда оставалась фотография. «Моя карьера началась с фотографии, тогда это был самый легкий с технологической точки зрения способ заявить о себе, как о художнике. И по сей день фотография остается для меня источником вдохновения и моделью для творчества», - подчеркивает Жан-Марк.

Он не стремится быть чьим-то последователем, и деликатно уходит от вопросов о преемственности: «Мне трудно назвать имена своих учителей. Может, потому, что я не проходил обучение в школе изящных искусств. У меня не было специальной подготовки в этом плане, влияние на меня оказали многие».

Но не заметить в работах Бустаманта влияние авангардной школы просто невозможно. Жан-Марк признается, что дореволюционное искусство России в целом и творчество Малевича в частности, действительно, его интересовали, но не более чем. Сейчас же, по признанию художника, ему наиболее близок поздний Матисс.

Близок – не значит, ориентир или эталон. Вдохновение Бустамант обретает не в чужих произведениях, а, скорее, в своих, уже созданных и «осмысленных» со временем, а также в поездках и кропотливо подобранном окружении.

Он не из тех художников, которые каждый день скрупулезно работают в своих мастерских. «В путешествиях я нахожу вдохновение, я люблю «потеряться в пространстве», именно тогда мне легче творить, - объясняет Жан-Марк. - Художник должен уметь управлять временем, играть с ним, использовать его таким образом, чтобы в дальнейшем находить новые идеи для творчества».

Один из способов генерации идей – общение со студентами. Бустамант рассказывает, что после этого чувствует необыкновенную радость и легкость, понимая, что именно это благотворно влияет на его творческое и психическое равновесие.

Бустамант преподает в высших художественных заведениях Мюнхена и Парижа. Он старается показать студентам собственный взгляд на мир – открытый, вне рамок. «Я хочу, чтобы у них не было фиксированных моделей для подражания, восхищения, чтоб у них не было идеологии. Это позволит развиваться, не ограничивая себя какой-то заданной моделью». У самого мэтра художественное образование отсутствует как класс. Он рассказывает, что должен был изучать экономику, потому что родители хотели, чтобы сын занимался науками более точными, «приближенными» к жизни. «С годами я преодолел это давление и занялся именно тем, что меня всегда интересовало», - резюмирует художник.

Найти средство от одиночества

Творчество стало для Жана-Марка средством от одиночества. Он считает, что любой художник почти всегда одинок. Это особенность профессии. «Публики как таковой в современном искусстве не существует, и поэтому иногда бывают и спады, моменты, когда это одиночество наиболее остро ощущается. Некоторые даже прекращают работать. Мне же повезло – моя карьера очень насыщена, всегда много предложений от разных галерей. Это мотивирует меня к работе, - объясняет он. - Должна быть просьба от кого-то что-то сделать. Тогда я активно включаюсь в работу».

Востребованность и признание, как мотив? По сути, да, но не совсем. Признание, которое в дальнейшем ведет к финансовому процветанию, для Бустаманта не важно. Но когда творчество художника ценится в художественной среде, к нему постоянно поступают предложения от галерей, его всегда окружают интересные люди. Именно так обеспечиваются благоприятные условия для творчества, для прогресса, для совершенствования. «Я очень ревностно подхожу к выбору моего окружения, - констатирует художник. - Именно окружение является «мотором» в творчестве художника и заставляет его к чему-то стремиться».

Главная цель Бустаманта – найти красоту. «С годами я понял, что красота практически неуловима. Она кроется в какой-то тайне и загадке. Зачастую красота скрыта от глаз, нужно проделать определенную работу, чтобы ее найти».

Со временем методы работы художника изменились. Он считает, что в юности его творческая манера была более серьезной и беспристрастной. Что, собственно, свойственно всем молодым художникам: «В юности мы слишком серьезно относимся с жизни, для нас она имеет либо черный, либо белый цвет. С годами приходит зрелость и более гибкое отношение к жизни. Ты воспринимаешь жизнь более легко, серьезность и глубина не пропадают, но появляется какая-то ирония, гибкость.

Когда я смотрю на свои ранние работы, например, снимки окрестностей Барселоны, то я вижу, что сейчас в моих фотографиях появилось больше чувственности, больше цвета и больше свежего и легкого взгляда на жизнь. При этом глубина все равно осталась».

Это – редкое для Бустаманта высказывание по отношению к своему творчеству, потому, что в вопросах оценки своих работ он может быть очень требовательным, и порой это доходит до мазохизма. По словам художника, он никогда не испытывает полного удовлетворения от сделанного: «Я постоянно нахожусь в поиске, в поиске новых форм, новых идей для вдохновения. Этот поиск позволяет мне открывать новые горизонты и достигать чего-то нового».

Современное искусство как Диснейленд

В семидесятые, когда он только начинал свой творческий путь, найти новое было проще. Современное искусство, по выражению Бустаманта, было своеобразным гетто, туда был вхож очень ограниченный круг лиц, но внутри этого круга царила атмосфера полной свободы творчества. Сейчас же современное искусство стало очень популярно во всем мире, что в корне изменило его структуру и ценности.

Огромные деньги испортили современное искусство, вокруг него появилось большое количество непрофессионалов, которые, по мнению Бустаманта, единственное, чего хотят - обогатиться. «Сейчас современное искусство мне напоминает цирк, развлечение, Диснейленд. В силу глобализации, мы столкнулись с увеличением предложений, которые поступают к художникам, но в связи с этим появилось и больше трудностей», - говорит Жан-Марк.

Он говорит, что отследить и не потерять стоящее среди всего того, что есть на художественной арене, тяжело - качество искусства может оцениваться только со временем. Искусство – это не моментальное увлечение публики, а то, что останется на века. На века остается та энергия, которую художники в силах передать остальным. А публика, соответственно, восполняет с ее помощью недостаток в собственных эмоциях.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Пять книг о старости

Выбор редакции

Бирма

Фотопутешествие с Юрием Пустовым